Заикание

Заикание — причины, виды и симптомы, коррекция

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Что такое заикание?

Заикание – это расстройство речи, для которого характерно повторение или пролонгация (удлинение) отдельных звуков, слогов или слов. Результатом этого является нарушение плавности и ритма речи. Одновременно с этим заикание сопровождается расстройствами дыхания, изменениями в высоте и тембре звука. Синонимом заикания является термин логоневроз.

Причины заикания

Заикание или логоневроз относится к нарушению ритмической организации речи, в развитии которого участвуют несколько факторов. В первую очередь – это слабость нервной системы, многочисленные психологические и даже психические проблемы, а также хронические вялотекущие патологии.

Функция речи

Для того чтобы понять причину заикания, важно знать, что речь является результатом взаимодействия одновременно нескольких систем. Функция речи реализуется благодаря слаженной работе двух мозговых центров — Вернике и Брока. Центр Вернике – это слуховой, ассоциативный центр, который анализирует воспринимаемую речь и принимает решение, что далее говорить. Центр Брока – это моторный, голосовой центр, который отвечает за работу мышц речевого аппарата. Только синхронная работа этих двух центров обеспечивает плавную и ритмичную речь. Когда работа одного из этих центров нарушается, происходят разрывы речевого круга. Данные разрывы объясняются неодинаковой скоростью работы вышеперечисленных речевых центров.

Механизм развития заикания

В основе заикания лежит судорожное состояние мышц речевого аппарата. Возникает данное состояние в результате нарушения нервных процессов. Вследствие этого в различных отделах головного мозга прерывается передача нервных импульсов. Когда в зону вовлекается участок мозга, отвечающий за произведение речи, то возникают судороги в различных отделах речевого аппарата. Так, судороги могут развиваться в мышцах гортани, глотки, языка и неба. Результатом этих судорог является асинхронное срабатывание компонентов речи — одни срабатывают раньше, другие позже. Голосовые связки начинают плотно смыкаться и также размыкаться, темп и плавность речи нарушается. Слоги или звуки начинают повторяться, произносится удлиненно и шепотом, например, «ппп-поле», «ммма-ааа-шина» и так далее. Примечательно то, что нервные импульсы, возникающие при перевозбуждении, по своей частоте близки к согласным. Именно поэтому заикание, как правило, выпадает на согласные звуки и гораздо реже на гласные. В основе этого механизма лежат несколько причин.
Причинами развития заикания являются:

  • наследственная предрасположенность;
  • черепно-мозговые травмы в родовом периоде и после него;
  • инфекции нервной системы;
  • повышенная судорожная активность;
  • лабильность (неустойчивость) нервной системы.

Каждая из этих причин отражает определенную теорию. Однако, ни одна из данных теорий не получила широкого признания. Так, не у всех детей можно проследить наследственную предрасположенность. Травмы и инфекции нервной системы также могут служить фактором риска заикания, но у некоторых детей с заиканием никаких патологий выявить не удается. У взрослых нередко удается проследить связь между черепно-мозговой травмой и заиканием. Большинство специалистов предполагает, что в той или иной мере причиной заикания являются дефекты нервной системы. Данные дефекты формируются как вследствие перенесенных травм и инфекций, так и вследствие других факторов. В свою очередь, они приводят к тому, что в моторном речевом центре Брока возникает судорожная активность, которая провоцирует приступы сокращения мышц речевого аппарата.

Не менее важную роль в возникновении заикания играют стрессовые ситуации в жизни ребенка. К таковым относятся конфликты в семье, поход в школу, тяжелые длительные соматические (телесные) заболевания. В данном случае эти события выступают не как причины заикания, а как стрессовые факторы. Под их воздействием происходит декомпенсация тех аномалий в нервной системе, которые и лежат в основе заикания. Исходя из этого, нельзя утверждать (как предполагают многие), что заикание является следствием сильного испуга или эмоциональной нагрузки. Испуг, стресс или напряжение лишь является лишь толчком для запуска основного механизма, лежащего в основе заикания.

Формы заикания

Заикание может классифицироваться по характеру его проявления или же по причине возникновения. По характеру проявления выделяют тоническую форму заикания и клоническую. При тонической форме заикания происходит пролонгация, то есть растягивание звуков или слогов. Клоническая форма логоневроза характеризуется повторением звуков, слогов или слов. Также может наблюдаться смешанная форма заикания, при которой отмечается и пролонгация (растягивание), и повторение слогов и звуков.
По причине появления условно выделяют невротическую и неврозоподобную форму.

Невротическая форма заикания

Эта форма заикания характерна для детей от 2 до 6 лет. Как правило, ее появлению предшествует сильный испуг, стресс, эмоциональное напряжение. Основной характеристикой этой формы заикания является взаимосвязь с эмоциональным напряжением. Заикание появляется или резко усиливается, когда ребенок начинает нервничать, переживать или волноваться. В момент отсутствия стресса логоневроз может полностью исчезать. Течение заболевания рецидивирующее, то есть с периодическими обострениями.
У детей с невротической формой заикания редко удается выявить в анамнезе какие-либо патологии или черепно-мозговые травмы. Психическое развитие без особенностей, речь также развивается вовремя. Нередко у таких детей и вовсе наблюдается ранее развитие речи. Дети рано и быстро начинают говорить. Темп речи становится очень быстрым, дети часто говорят взахлеб. При этом они глотают некоторые слова и окончания. Часто дети отличаются своей робостью и повышенной впечатлительностью. Эмоциональный фон характеризуется повышенной тревожностью, нетерпеливостью, обидчивостью. Также дети нередко чрезмерно плаксивы.
Заикание появляется внезапно, на фоне хорошо развитой речи. Часто стрессовым фактором может выступать поход в школу, сложная адаптация в детском саду. Невротическое заикание редко развивается само по себе. Как правило, ему сопутствуют другие симптомы невротического уровня.
К симптомам, которые развиваются одновременно с заиканием, относятся:

  • различные страхи – страх темноты, высоты, животных;
  • энурез (недержание мочи) – чаще всего ночной, но бывает и дневной;
  • импульсивное поведение.

Если психогенный фактор был очень сильный, то изначально может развиваться мутизм. При этом ребенок полностью прекращает говорить на некоторое время. Когда страх проходит, появляется речь, а вместе с ней и заикание. По мере того как заикание прогрессирует дети становятся раздражительными, капризными, плохо спят. Резкое изменение поведения наблюдается у детей с невротическим заиканием к 10 – 12 годам. К этому моменту дети взрослеют и начинают глубже осознавать свой дефект. Они закрываются в себе, становятся замкнутыми. Дети начинают стесняться говорить, знакомиться. К заиканию прибавляется боязнь речевого общения с обсессивным (навязчивым) ожиданием речевой неудачи. Данный феномен называется логофобией.
Со временем формируется порочный круг — страх заговорить формирует отрицательные эмоции, которые, в свою очередь, усиливают заикание.
В отличие от других заболеваний, которые с возрастом могут проходить, логофобия только усиливается. Подростки, а потом уже и взрослые люди уходят в себя, становятся замкнутыми и даже мысль о предстоящем общении наводит на них панику.
При злокачественном течении логоневроза у детей развиваются различные страхи (фобии), панические атаки, тревожные расстройства. Чаще всего логоневроз ассоциируется с агорафобией (страхом общественных мест).

Неврозоподобное заикание

Неврозоподобное заикание характерно для детей 3 – 4 лет. Чаще всего его развитию не предшествуют психотравмирующие ситуации. Однако в анамнезе (истории болезни) у таких детей присутствуют травмы, тяжелая перинатальная патология, асфиксия в родах. Нейропсихическое развитие, включая речь, как правило, отстает. Дети поздно начинают сидеть ходить, говорить. Часто присутствует церебрастенический синдром, для которого характерно повышенная утомляемость и истощаемость, вспыльчивость. Отмечается задержка речевого развития — первые слова после 2-х лет, первые фразы после 3-х. Одновременно выявляются трудности в произношении звуков, перестановка в словах звуков и слогов, медленное накопление словарного запаса. В период формирования фразовой речи (соответствует 3 – 4 годам) появляется заикание.
Сначала заикание протекает волнообразно, без остановок и запинок. При этом оно не связано с внешними ситуационными факторами. Спустя 5 – 6 месяцев после начала заболевания речь засоряется и обрастает «эмболофразиями». Эмболофразия – это появление в разговоре не имеющих отношения к смыслу фразы звуков или слов, например, «э», «ну», «это». Одновременно выявляется патология речевой артикуляции и моторики в целом. Часто неврозоподобная форма заикания протекает совместно с дизартрией (трудностями в произношении вследствие нарушения иннервации речевого аппарата).

Признаки заикания

Основными проявлениями заикания являются прерывания в речи, вследствие чего речь теряет свою ритмичность. Прерывания могут проявляться в виде растягиваний звуков либо в виде их повторов. Как правило, изолировано логоневроз не протекает. Часто заболеванию сопутствуют фобические, тревожные или депрессивные расстройства. Заикание в 99 процентах случаях развивается в детском возрасте или в подростковый период. При своевременном и комплексном лечении заикание проходит. Злокачественные формы заикания, вовремя не вылеченные, остаются и сопровождают человека и во взрослой жизни.

Заикание у детей

Развитие логоневроза всегда приходится на период детства. Как уже было сказано выше, логоневрозу часто сопутствуют и другие расстройства. Во время речи ребенок выглядит напряженным, расстроенным. В разговоре помимо основных симптомов наблюдаются неожиданные подъемы громкости голоса.
Симптомами заикания у детей являются:

  • повторение звуков, слогов;
  • растягивание звуков и слогов;
  • паузы (блоки) молчания.

Речь ребенка теряет свою плавность и ритмичность. Чем сильнее ребенок нервничает и пытается преодолеть барьер, тем выраженнее проявляется заикание. Мышцы лица напрягаются, также нередко наблюдается напряжение в мышцах конечностей.
Во время разговора обращают на себя внимание нарушения в мимической и артикуляционной моторике. Также выявляются расстройства координации движений рук и ног, динамический праксис. При логопедическом обследовании строение речевого аппарата в норме, но, в то же время, артикуляционные движения характеризуются своей ограниченностью и скованностью. Речь также монотонная и однообразная.
К сопутствующим симптомам заикания относятся:

  • тревога;
  • беспокойство;
  • моторные или вокальные тики;
  • напряжение мышц лица.

Ребенок начинает проявлять избегающее поведение — он старается избегать ситуаций, где необходимо высказаться или где просто собирается большое количество людей. Поведение отличается импульсивностью, а эмоциональный фон — лабильностью.
Заикание у взрослых всегда является следствием невылеченного заикания в детстве. Протекает оно гораздо сложнее, часто на фоне фобического расстройства. Чаще всего развиваются панические атаки, сопровождающиеся повышенной тревогой, сильным сердцебиением, ощущением удушья. Также характерна агорафобия, при которой приступы паники развиваются в момент выхода человека в общественное место. Более чем у половины взрослых с заиканием регистрируются тонико-клонические судороги во всех отделах речевого аппарата. Заикание у взрослых сопровождается разнообразными и хаотичными движениями рук, кивками, притопыванием, покачиванием туловища.
Практически у всех развивается логофобия – взрослые пытаются избегать общения, после первых двух фраз диалога они ссылаются на недомогание и покидают собеседника. Такие больные трудно адаптируются в обществе, на работе, в новом коллективе. Речь характеризуется прерывистостью, скачкообразной тональностью (голос становится то выше, то ниже), скудностью. Она изобилует такими словами-паразитами как «это», «э», «как бы» и так далее.
Отдельную значимость приобретает поведение больного. Заикание отходит на второй план, а на первый выступает замкнутость, скованность, необщительность. У одной трети пациентов развивается депрессивное расстройство. Депрессия, как правило, проявляется различными соматическими симптомами («маскированная депрессия» или «депрессия без депрессии»). В качестве соматизированных депрессивных симптомов выступают боли в животе, боли в области сердца, кашель и так далее.

Лечение заикания

Лечение заикания всегда должно быть комплексным. При этом специфического лечения против заикания не существует. Лечится то заболевание, которое лежит в основе логоневроза. Если речь идет о ребенке, то чаще всего это сопутствующее лечение невротического расстройства. С этой целью назначаются противотревожные, седативные (успокоительные) средства, ноотропы. Поскольку у 20 – 30 процентов детей с заиканием выявляются изменения на уровне электроэнцефалограммы, то целесообразно также назначение противосудорожных препаратов из группы вальпроевой кислоты или карбамазепина.

Лекарства, применяемые для лечения заикания

Название
Как применять?

Пантогам

По 250 миллиграмм (одна таблетка) два раза в день, утром и в обед. Для маленьких детей доза должна рассчитываться исходя из массы тела. Так, на килограмм веса необходимо 30 миллиграмм препарата.

Вальпроевая кислота

По 20 – 40 миллиграмм на килограмм веса. Так, в среднем на ребенка приходится по 150 миллиграмм (одна таблетка) два раза в день.

Фенибут

По 250 миллиграмм в день, утром и вечером.

Карбамазепин

По 50 – 150 миллиграмм (в зависимости от возраста) в сутки.

Важно понимать, что лечится не симптом (в данном случае заикание), а само заболевание. Если логоневрозу предшествовали черепно-мозговые травмы, то рекомендуется лечение в органическом плане. Назначаются уколы магния сульфата, витаминов группы В, глюкозы. Проводится дегидратационная терапия, которая включает назначение мочегонных средств. Если логоневроз развивается в кадре тревожного расстройства, то с успехом применяются противотревожные средства и анксиолитики.

Логопедическая коррекция заикания

Существует множество методик по коррекции заикания, но, к сожалению, ни один метод не дает 100-процентной гарантии. Логопедические занятия, как правило, проводятся индивидуально. Они включают формирование навыков правильной речи, коррекцию неправильного произношения, постановку звуков. Параллельно проводятся психотерапевтические беседы по преодолению страха общения и других страхов, часто наблюдающихся у детей.

Особенности тонического заикания

Современная медицина выделяет несколько видов нарушений речи. Тоническое заикание — одна из наиболее распространённых форм. Для выработки эффективных способов лечения, необходимо детально разобраться в особенностях проявления, причинах возникновения и симптоматике этого типа логоневроза.

Общая характеристика заикания

Понятие

Заикание — дефект речи, выражающийся в нарушениях его темпо-ритмической организации (повторение или продление звуков при произношении). Второе устоявшееся профессиональное понятие – логоневроз.

Формы проявления заикания:

  1. Многократное, вместо однократного, произношение слогов, звуков, слов, фраз.
  2. Удлинение произношения.
  3. Нерешительное, замедленное произношение.
  4. Остановки при произношении.

Логоневроз может носить временный, эпизодический или хронический характер. Для этого недуга характерны периоды ремиссии (временное исчезновение проблем речи). Заболевание имеет обратимый характер, т. е. его можно излечить полностью, без остаточных проявлений.

Виды

Формально выделяют три основных вида логоневроза в зависимости от характера проявления:

  1. Клоническое заикание — непроизвольное повторение нескольких звуков и слов в результате кратковременных, повторяющихся судорог.
  2. Заикание тонического типа — задержка речи или растягивание некоторых звуков при произношении в результате сильного и длительного сокращения мышц.
  3. Смешанный (тоно-клонический) тип — сочетание различных форм сокращения мышц, которое проявляется в одновременном повторении и задержках речи.

Причины

Основной причиной развития недуга считается нарушение мышечных сокращений участков аппарата, отвечающего за произношение. Процессы могут развиваться в результате двигательных и звукообразующих нарушений, которые сопровождаются сбоями в функциях головного мозга патологического или близкого к нему характера (неврозоподобная форма).

Сильные мышечные нарушения могут быть спровоцированы стрессовыми ситуациями без функциональных изменений в работе головного мозга (невротическая форма).

Клонический или тонический логоневроз является проявлением одной из форм нарушений. Этот вид заикания не имеет специфических причин возникновения, но может отличаться механизмами протекания, которые зависят от степени воздействия причин, особенностей организма пациента.

Причины развития заикания:

  1. Предрасположенность на генетическом уровне.
  2. Неврологические факторы — заболевания и нарушения в работе центральной нервной системы.
  3. Сильное переживание — испуг, стресс.
  4. Опережающее развитие речи с накоплением словарного запаса, которое не может «переварить» организм физиологически: мышцы, речевой аппарат, нервная система мозг ещё не предусматривают таких высоких нагрузок.
  5. Отставание в развитии с психоречевой точки зрения: недостаточный словарный запас, нарушения в формировании представлений об окружающем мире, получении знаний.
  6. Патологическое воспитание, нарушение семейных ролей и общесемейной функциональной составляющей.
  7. Подражание заикающимся родителям.
  8. Перенесённое заболевание в результате поражения инфекцией.

Симптомы

Основной симптом тонического заикания — остановка при произношении.

Симптомы логоневроза:

Второстепенными симптомами логоневроза любых типов являются следующие проявления:

  • напряжение;
  • тревога;
  • страх перед речью (крайние проявления — социофобия, социальная самоизоляция);
  • неестественные движения, гримасы лица, тики (попытка преодолеть трудности произношения звуков).

Особенности заикания тонического типа

Тонический тип логоневроза имеет общий механизм действия, который свойственен и другим разновидностям недуга. Чрезмерное возбуждение двигательных нейронных связей головного мозга, имеющих назначение в формировании речи, передаётся соседним рефлекторным структурам.

Сигнал возбуждения передаётся на речевой аппарат — язык, губы, мышцы горла, нёбо. Ситуация приводит к развитию судорог, что провоцирует развитие нарушений произношения.

В случае с тоническим логоневрозом, сигналы затрагивают участки речевого аппарата так, что происходят паузы в речи или растягивание звуков.

Исходя из особенностей механизма развития и проявления, рассматриваемому недугу можно дать следующее определение.

Заикание тонического типа — нарушение речи, вызванное спазмами мышц речевого аппарата, проявляющееся в возникновении пауз и растягивании звуков при произношении.

Лечение

Недуг носит функциональный, психологический, личностный и социальный характер, поэтому для эффективности лечения необходимо применять комплексный подход, включающий терапевтическую, педагогическую, психологическую и реабилитационную составляющие.

Простые способы, способствующие снижению заикания:

  1. Спокойная речь в благоприятной психологической обстановке.
  2. Нормализация психологического состояния.
  3. Снижение стрессовых ситуаций.
  4. Дыхательные практики и гимнастики.
  5. Массаж.
  6. Пение — особенно эффективно, если заикается ребенок.

Для борьбы с тоническим логоневрозом применяются общепринятые методы лечения, которые имеют частные особенности.

Методы лечения недуга тонико-клонического типа:

  1. Медикаментозный.
  2. Логопедический.
  3. Психологический.
  4. Социально реабилитационный.
  5. Физиотерапевтический.

Способы лечения подбираются индивидуально, поэтому рекомендуется, в обязательном порядке, воспользоваться помощью врача. Специалист проведёт диагностику и, на основе полученных данных, подберёт оптимальную программу лечения и реабилитации.

При неврозоподобной форме применяются медикаментозные и физиотерапевтические методы лечения. Лекарственные препараты направлены на нормализацию деятельности участков головного мозга, т. к. нарушения речи вызваны патологиями.

При невротической форме логоневроза, который встречается в большинстве случаев, ключевое значение уделяется устранению психологических причин стрессовых ситуаций, привёдших к развитию недуга.

Методика лечения включает комплексный подход. Логопедические процедуры позволяют развить и укрепить речевой аппарат. Физиотерапевтические мероприятия, вместе с массажем, расслабляют мышцы, что плодотворно влияет на прекращение и ослабление спазмов мышц.

С этой же целью, в качестве дополнительного средства, применяют медикаментозные средства. Лекарства успокаивают нервную систему, сглаживают переживание стрессовых ситуаций. Медикаменты, как самостоятельное средство лечения невротического заикания, не используются.

Устранению психологических проблем нарушения речи служат психотерапевтические методы внушения и самовнушения. Они позволяют изменить отношение к стрессовым ситуациям.

Как отличить заикание: главные симптомы логоневроза у детей, мужчин и женщин

Способность говорить – это главный инструмент общения людей между собой. Красиво звучащая и четкая речь помогает человеку строить карьеру и личную жизнь. Людям с нарушениями речевой функции намного тяжелее реализовываться в этих сферах.

У детей речь еще только формируется. От того насколько правильной и красивой она будет, зависит их будущее. Заикание часто затрудняет развитие и социализацию ребенка, поэтому взрослые должны уделять повышенное внимание борьбе с этим недугом.

В данной статье представлена краткая симптоматика заикания, тики и судороги как основное проявление логоневроза у детей и взрослых, как и чем характеризуется темпо-ритмическая сторона речи и т.д.

Первые проявления проблемы у ребенка

Под заиканием (логоневрозом) понимают расстройство речи с характерным повторением или удлинением отдельных звуков, слов или слогов. В результате расстраивается ее ритм и нарушается плавность.

Эта патология часто сопровождается следующими нарушениями: изменяется ритм дыхания, тембр голоса и высота звуков. Их относят к группе расстройств ритмической организации речевой функции.

В его развитии роль играют несколько причин:

  • слабость нервной деятельности;
  • психологические проблемы;
  • психические заболевания;
  • хронические, вялотекущие соматические патологии.

Заикание развивается в результате судорожного состояния мышц, отвечающих за формирование речи.

Оно возникает в результате патологических процессов, развивающихся в структурах головного мозга и черепных нервах. Эта патология реализуется в ходе прерывистой передачи импульсов по нервным волокнам. Она возникает из-за нарушений в речевых центрах головного мозга.

Рассмотрим подробнее, что является основным симптомом заикания.

Дошкольного возраста

К первым проявлениям заикания у детей дошкольного возраста относят аритмичность речи. Они появляются из-за судорожных расстройств в мышцах, образующих речевой аппарат.

Сначала у дошкольника страдают следующие речевые характеристики:

  • плавность;
  • интонационная выразительность;
  • паузация;
  • нарушаются логические и фонетические ударения.

У малышей появляется эмболофразия – наличие в речи постоянно повторяющихся посторонних слов и простых фраз. Для дошкольников характерно появление простых эмболов («ну», «э», «вот» и тому подобное). Они образуются, так как малыш не может четко и быстро оформить свою мысль.

В дошкольном возрасте характерно сопровождение заикания массой сопутствующих простых движений. Это происходит ввиду распространения судорожного возбуждения с речевого аппарата на мышцы рядом расположенных частей тела. В первую очередь они распространяются на мышцы лица, надплечий и шеи, затем на руки, туловище, ноги.

Вместе с заиканием малыш совершает следующие действия:

  • теребит пуговицы, носовой платок или края одежды;
  • моргает;
  • покачивает туловищем;
  • подергивает плечом;
  • притопывает;
  • наклоняет голову;
  • закрывает глаза.

Это происходит во время судорожного подергивания мышц.

На начальных этапах заболевания эти проявления у детей появляются в момент начала самостоятельной речи. Заикание усиливается в моменты присутствия незнакомых людей, в новых ситуациях и при волнении. У малышей заикание может исчезать на некоторый период, а затем появляться вновь.

В младшем школьном

Первыми симптомами в младшем школьном возрасте являются речевые запинки. Они вырабатывают негативный эмоциональный осадок.

У ребенка появляется недовольство и переживания по поводу невозможности нормально говорить, это усугубляет проблему. Состояние ухудшает негативная оценка и насмешки окружающих.

В младшем школьном возрасте особо значимый эффект оказывает негативное влияние учителя на ситуацию. Резкие окрики, высмеивание перед классом, излишне строгое отношение способствуют прогрессированию логоневроза у ребенка.

Появляются типичные для логоневроза проявления:

  • повторение звуков и фраз;
  • усилие, видимое в лицевых мышцах, при произношении;
  • резкое тональное повышение голоса на высоте заикания;
  • речевые блоки.

Часто у детей в этом возрасте после сильного эмоционального потрясения возникает мутизм – ребенок совсем перестает разговаривать. Через какое-то время возобновляется речь, но уже присутствует заикание.

Если заикание появилось ближе к окончанию младшей школы, то у ребенка меняется характер. Он становится замкнутым, малообщительным.

У подростков

Для подростков характерен рецидив или усиление логоневроза в возрасте от пятнадцати до семнадцати лет. У него проявляется личностная реакция на речевой дефект. Они болезненно осознают свой дефект, становясь замкнутыми.

Молодые люди избегают публичных выступлений, развивается логофобия. Характерно, что вне ситуаций с публичными выступлениями никаких личностных изменений не возникает.

Из-за невозможности полноценной коммуникации с другими людьми провоцирует неуверенность и уход в себя.

Кроме отказа от коммуникаций, подростки всячески стараются камуфлировать свой речевой дефект. Они отказываются от употребления отдельных звуков и слов в своей речи, заменяя их другими, с которыми не возникает трудностей.

Подростки начинают использовать длительные паузы в разговоре, использовать повторение отдельных фраз, растягивать отдельные звуки.

О диагностике заикания можно прочитать в этой статье. О том, берут ли с заиканием в армию и дают ли инвалидность читайте .

Особенные признаки заикания у взрослых людей

К начальным проявлениям при логоневрозе у взрослого являются заминки в начале фраз. Люди стараются избегать продолжительных разговоров, стараются изъясняться кратко и четко.

Взрослые избегают публичных выступлений, выражают согласие кивками головы. Человек нервничает при общении с людьми и публичными выступлениями.

У них заикание проявляется следующими признаками:

  • многочисленные повторения звуков слов и слов;
  • удлинение звуков;
  • усиление громкости голоса в начале фразы;
  • напряжение мышц лица и шее при говорении;
  • чувство нехватки воздуха во время разговора;
  • стремление не вступать в общение без крайней необходимости.

Подробная клиническая картина

Логоневроз имеет характерные клинические проявления, распознавание его не представляет никаких трудностей.

Патологические проявления бывают следующими:

  • физиологические симптомы заикания – у больного присутствуют различные мышечные спазмы и судороги, их локализация — в области лица шеи надплечий реже в других зонах тела;
  • различные нарушения дыхания;
  • появляются различные изменения речи – нарушается ее ритм, темп, изменяется тембр голоса;
  • изменяется произношение звуков, страдает артикуляция;
  • появляются тикоидные гиперкинезы;
  • присутствуют патологические проявления со стороны вегетативной нервной системы;
  • больной пытается камуфлировать свое состояние с помощью речевых и двигательных уловок;
  • у него появляется боязнь говорить.

У больного появляются особенности психических реакций на свою проблему с речью. Появляются страхи, повышенная впечатлительность.

Физическая симптоматика

Логоневроз провоцирует патологические сокращения мышц гортани, диафрагмы, неба и языка. Чаще всего они возникают при произнесении гласных звуков.

Различают следующие разновидности спазмов вокального аппарата:

  1. Толчкообразные гортанные.
  2. Вокальные.
  3. Смыкательные.

Различают судороги на выдохе и вдохе. Судорожные сокращения мышц на выдохе сопровождаются ощущениями нехватки воздуха и мощными сокращениями мышц живота.

Особенности дыхания

Речевой процесс предполагает четкую координацию процесса произношения звуков (артикуляция) и дыхания. Нарушение функции дыхания является ведущей причиной развития заикания.

У больных снижен объем вдоха перед высказыванием фразы. Отмечается укорочение голосового выдоха.

При логоневрозе возникают следующие дыхательные нарушения:

  • неравномерность;
  • прерывистость;
  • неустойчивый ритм;
  • наличие кратковременных остановок в процессе дыхания.

Больные испытывают серьезные трудности в голосоподаче. Отмечаются судорожные вдохи в середине слов.

Темп речи, ритм, голос, тембр

Какой темп речи характерен для заикания? При логоневрозе отмечаются нарушения акустических характеристик речи.

Ритм, темп и плавность при заикании внезапно и вынужденно прерываются. Причиной этого явления считают судорожные сокращения мышц, задействованных в образовании речи.

Голос при заикании отличается глухостью и хриплостью, также он бывает взрывным и твердым. Больной заиканием говорит без использования нижних резонаторов, и голос лишается выразительного тембра. Исчезает мягкость голоса.

Артикуляция

Усиление мышечного тонуса, прежде всего, проявляется при произношении согласных звуков. Особенно трудно больному произносит взрывные звуки. Произношение гласных, как правило, не страдает, больным легче говорить нараспев.

Речь этих больных монотонна и бесцветна. У них нарушено разделение носовой и ротовой полости, в результате дисфункции глоточного кольца. Это сказывается на артикуляции и произношении звуков.

Нарушения моторики

При заикании отмечается нарушение общей моторной функции у пациента, в том числе артикуляционной моторики, особенно страдает мимическая моторика.

Моторные нарушения при логоневрозе следующие:

  • выпадение двигательной функции и невозможность совершит движение;
  • мышечные подергивания языка (фасцикуярные, фибриллярные, тремор);
  • атактические нарушения (движение выполняется только под контролем зрения);
  • изменение орального праксиса.

С этими нарушение сцеплено патологическое изменение динамики и статики речевого аппарата.

Сопутствующие движения

Сопутствующие патологические движения и тики имеют схожую природу образования с заиканием у детей и взрослых, поэтому нередко присутствуют у больного вместе.

Эти проявления считаются малыми эквивалентами эпиприпадка.

При логоневрозе часто встречаются следующие движения:

  • непроизвольное поднимание бровей;
  • моргание;
  • надувание щек;
  • подергивание уголков рта;
  • вздрагивания;
  • пожимание плечами.

Эти нарушения совместно часто появляются у детей в адаптационный период к новой ситуации и расцениваются как проявления невроза.

Изменения вегетативной нервной системы

У большинства пациентов с заиканием находят патологические изменения вегетативной нервной системы. Для них характерно повышение потоотделения, наличие панических атак, одышка и психогенный кашель.

Психологическая

К психологическим симптомам заикания относятся: речевые уловки, логофобия и фиксированность больного на собственном дефекте, психологические особенности личности с заиканием.

Двигательные и речевые уловки

Произвольные моторные нарушения называют уловками. Больной заиканием, таким образом, стремится нивелировать выраженность своего речевого расстройства и замаскировать его от окружающих.

Он исключает из своей речи слова и звуки, которые ему трудно произносит. Заменяет их другими, которые ему легче даются.

К уловкам относят речевые эмболы – несколько раз повторяющиеся, однообразные слова. Еще для этого больной часто произносит слова без звука перед тем, как начать говорить. Он облизывает губы, покусывает кончик языка или губу.

Фиксированность на своем недостатке

Для пациентов с заиканием характерно особое психопатическое состояние с типичными переживаниями по поводу собственного недостатка.

Для фиксированности на дефекте характерно:

  • тревожность;
  • боязливость;
  • страх перед началом речевой фразы;
  • застревание на дефекте;
  • осознание собственной неполноценности;
  • гипертрофированное представление о нарушении;
  • настороженное отношение к нему.

С течением времен степень фиксированности на собственном дефекте у человека нарастает.

Логофобия

Стойкий страх речевого общения при заикании и появления речевых судорог у заикающихся называется логофобией. Он проявляется в виде боязни речевой коммуникации и избегания подобных ситуаций. Это состояние отягощает течение болезни.

Как проявляется структура фаз развития недуга?

Логоневроз относится к тем заболеваниям, которые прогрессируют в отсутствии лечения. Выделяют четыре стадии в его развитии.

Первая стадия

Для этой стадии характерно эпизодическое появление заикания. С течением времени периоды с отсутствием заикания укорачивается. Для нее характерны запинки в речи.

На этой стадии человек испытывает трудности в начале разговора. Дальше у него затруднений не возникает.

Начало заикания провоцируется какой-либо эмоциональной реакцией. Повышенная тревожность и страх речи отсутствуют.

Вторая

Речевые нарушения становятся практически постоянными. Светлые промежутки возникают все реже и быстро проходят. Заикание начинается при эмоциональной нагрузке и при быстрой речи.

Особую трудность вызывают многосложные слова, на них возникают запинки. Простые слова произносятся свободно.

У больных встречаются затруднения при коммуникации, возможны сопутствующие движения.

Третья

В этой стадии происходит окончательное становление логоневроза. У больного пока еще нет страха речи и избегания речевых ситуаций. Появляются сложные речевые расстройства. Больной к своему расстройству относится спокойно.

Четвертая

На этой стадии у больного присутствует выраженная эмоциональная реакция на собственное заикание. Трудности возникают при произношении простых слов. Появляется страх речи и избегание с ней связанных ситуаций.

Больной в разговоре не использует сложные слова. В тяжелых случаях он полностью отказывается от контактов с окружающими.

Логоневроз представляет собой серьезную проблему для человека, затрудняет его социализацию и развитие. Он относится к расстройствам, способствующим развитию депрессии, ограничению контактов с окружающими.

С течением времени заболевание прогрессирует. При отсутствии лечения больной полностью может отказаться разговаривать с окружающими из-за страха речи.

Заикание — это нарушение речи, проявляющееся частым повторением или продлением слогов, звуков и слов. Также могут отмечаться нерешительность и постоянные остановки в речи, прерывающие её плавный ход. Только при явно прослеживаемых симптомах ставят диагноз заикание. Это заболевание нередко описывают как нарушение темпо-ритмической организации речи, вызванного судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Заболевание может развиваться в любом возрасте, но обычно появляется у детей в возрасте от 2 до 6 лет, при формировании навыков речи. Девочки в три раза реже страдают патологией, чем мальчики. Это связывают с тем, что мужской пол эмоционально куда менее устойчив. Иногда у подростков в 15-17 лет отмечаются случаи повторного заикания, обычно это сопряжено с появлением неврозов.

Разновидности/классификация болезни

Формально выделяют такие типы заикания как клонические, тонические и смешанные. Эти судороги по тому, где они образуются, делят на голосовые, дыхательные, артикуляционные и смешанные.
При тонических судорогах отмечается долгое спазматическое сокращение мышц или короткое толчкообразное, например: «м-м-м-ашина». При клоническом типе нарушения формируется равномерное, не столь выраженное повторение одних и тех же судорожных движений: «ма——шина».
Существует и другая классификация болезни, в которой выделяют 3 формы нарушения дыхания с судорожным:
• вдохом (инспираторная);
• выдохом (экспираторная);
• вдохом и выдохом (респираторная).
Судороги в артикуляционном аппарате делят на язычные, губные и мягкого неба. Как правило, сильнее всего они сказываются при выговаривании определенных согласных звуков — п, к, б, г, д, т.
Различают 3 степени заболевания:
• Легкая – заикание появляется только при желании быстро что-то сказать и в возбужденном состоянии. При этом заболевание легко лечится и у больных не отмечается психологической травмы;
• Средняя – выраженное заикание проявляется при эмоционально-возбужденном состоянии, в спокойной обстановке заикающиеся говорят легко и почти не заикаются;
• Тяжелая – речь постоянно затягивается и прерывается.
При произнесении звуков у ребенка наблюдаются грамматические и фонематические расстройства. Их распространенность у дошкольников равна 66,7%, у школьников старших классов эта цифра снижается до 13,1%.
Выделяют следующие виды течения заикания:
• волнообразный – заикание то усиливается, то ослабевает, но полностью не пропадает;
• постоянный — дефект речи прослеживается постоянно;
• рецидивирующий — заикание после долгого исчезновения появляется вновь.
Выделяют неврозоподобное (органическое) и невротическое (логоневроз) заикание. При первой форме дефекта происходит выраженное неврологическое нарушение, а именно расстройство артикуляции и моторики, параллельно отмечаются другие заболевания связанные с нарушением речи. Вместе с тем возможно появление невротических реакций. Ребенок с неврозоподобным заиканием начинает говорить позже, чем сверстники, возможны нарушения в работе головного мозга.
Логоневроз – заикание, приобретенное по причине психической травмы. Психологическое потрясение свойственно легко внушаемым людям с нестабильной психикой и детям, у которых она до конца не сформирована. Притом работа мозга не нарушена и на ЭЭГ изменений практически не отмечается. Зачастую у взрослых в спокойной обстановке не наблюдается изменений в речи, а в результате стресса (неожиданный вопрос, публичное выступление) у них не получается ничего сказать из-за сильных речевых судорог.

Симптомы и признаки

Многочисленные симптомы заикания могут проявляться в виде нарушения:
1. Голоса. При желании что-либо сказать происходит судорогоподобное замыкание складок гортани, что затрудняет образование звука. Заикающиеся стремятся произносить гласные звуки твердо, поскольку не могут выговаривать их плавно. Признаки патологии обычно при шепоте и пении смягчаются или полностью пропадают.
2. Дыхания. Происходит большая трата воздуха на вдохе и выдохе при заикании, что связано с нарушением сопротивления в зоне артикуляции. Укороченный выдох прослеживается как во время речи, так и в состоянии покоя.
3. Психики. С появлением заикания неминуемы определенные психические расстройства. Как правило, появляется страх перед произношением некоторых слогов. В своей речи заикающиеся специально избегают многих слов, стараясь подыскать им замену. В период обострений может разиться немота. У человека появляется чувство неполноценности.
4. Сопутствующих движений. Некоторые движения, производимые пациентом во время речи, не являются необходимыми, но, в то же время, производятся осознано. При приступе заикания человек пожимает плечами, притопывает, качает головой, сжимает кулак, то есть осуществляет судорожные движения.
5. Артикуляции. При заикании иногда отмечаются некоторые соматические нарушения: гипертрофия носовой перегородки, высокий свод неба и т.д.
Краткие интересные данные
— Бернардино де Саагун в 1576, базирующегося на знаниях ацтеков, предположил, что заикание у детей появляется в результате длительного сосания молока у матерей, соответственно лечение заключалось в отнимании крохи от груди.
— Имеется информация, что в древние века заикались персидский царь Бат, философ Демосфен, египетские фараоны, пророк Моисей, римский поэт Вергилий.
— Как правило, заикание с возрастом исчезает, по статистике лишь 3 % взрослых заикается.
— Армия и высокая степень заикания несовместимы, иные же формы болезни не являются препятствием для службы.
Клиническая характеристика развития заболевания имеет 4 фазы. При первой из них отмечаются незначительные моменты заикания, уменьшаются промежутки размеренной плавной речи. При этом сложности обычно появляются в начале предложения, труднее всего выговорить краткие части речи, давление со стороны усиливает дефекты общения. Детское заикание в этой фазе проходит без психологической нагрузки, то есть ребенок не обращает внимания на трудности произношения и не смущается при разговоре, страх и беспокойство отсутствуют. Вызвать патологию может краткосрочная эмоциональная вспышка.
Во второй фазе заболевания появляются сопутствующие движения и проблемы в общении. Увеличивается количество ситуаций, затруднительных в плане коммуникации. Сложности с произнесением развиваются обычно во время быстрой речи и в многосложных словах. Заикание принимает хроническое течение. Дети осознают дисфункцию речи, но тем не менее говорят свободно при любых обстоятельствах.
В третьей фазе происходит закрепление судорожного синдрома, что совершенно не отражается на объеме общения и абсолютно не вызывает страха и неловкости. Желания лечить патологию обычно не возникает. В конце периода осознается трудность коммуникации, и возникают попытки заменить сложные слова простыми.
В четвертой фазе заикание становится выраженной психологической проблемой. Заикающемуся сложно произнести определенные звуки, он уклоняется от ответов на вопросы, появляются страх речи и антиципация. Речевые судороги могут продолжаться от 0,2 до 90 секунд.
Возникновение заикания у ребенка обычно начинается с таких симптомов:
• малыш отказывается говорить или внезапно замолкает;
• в начале фразы он повторяет первые слоги или полностью слова;
• перед некоторыми словами ребенок ставит лишние звуки;
• трудности перед началом речи;
• вынужденные остановки в середине слова, фразы.

Осложнения

При заикании очень часто развиваются осложнения психологического характера. Человек избегает общения, становится замкнутым, появляются мнительность, чувство неполноценности и ущемленности. Эти проявления могут привести к сложностям в семье, учебе и работе.
Проблема заикания также связана с сопутствующими вегетативными нарушениями, такими, как вегетативная дистония, экстрапирамидальные патологии, повышенное внутричерепное давление, мидроз (расширение зрачков).
Врачи также отмечают физические особенности: стволовые дисфункции, нарушения осанки, слабость вестибулярного аппарата, плоскостопие, вегетососудистая дистония, кривошея и остеохондроз.

Причины болезни

Причины, вызывающие заикание делят на предрасполагающие и производящие механизмы.
Предрасполагающие факторы:
• Перегруз детей младшего возраста речевым материалом, несоответствующим возрасту;
• Заболевания ЦНС у близких родственников вызванные инфекционными, нервными и соматическими недугами;
• Истощение нервной системы из-за ЗПР, коклюша, дизартрии, рахита, дислалии, паразитических заболеваний;

• Поражение головного мозга (именно в нем расположен речевой центр) в результате различных инфекционных, травматических и метаболических болезней, асфиксии;
• Подражание заикающимся;
• Энурез, ночные страхи, эмоциональная напряженность и повышенная раздражительность самого заикающегося;
• Кратковременная психическая травма (испуг);
• Отягощенная наследственность — заикание, формирующееся по причине врожденной слабости речевого аппарата, переданной от родителей.
• Неправильное формирование речи в детстве: быстрая нервная речь родителей;
• Продолжительное психическое воздействие: императивное и неровное воспитание, избалованность, постоянные конфликтные ситуации, переучивание леворукости.
К неблагоприятным условиям относят физическую обессиленность, дефицит развития мимико-артикуляторных движений и моторики, нехватка положительных эмоциональных контактов с окружающими, возрастные изменения работы мозга (чаще происходят к 5 годам), повышенная реактивность, психическая ущемленность, ускоренное развитие речи.

Диагностика

В первую очередь для постановки диагноза должны присутствовать:
• нарушение ритмичности речи (повторение слогов, обрывки слов, растягивание звуков);
• сложности и задержка в начале речи;
• побочные движения (тик, гримасы).
Если заболевание продолжается более трех месяцев, может понадобиться дополнительная диагностика: консультация логопеда и невролога, ЭЭГ, РЭГ, МРТ головного мозга.
Ранняя диагностика способствует проведению более эффективного лечения заикания. В наше время коррекция заболевания заключается в использовании психотерапевтических приемов. Логопед, применяя логопедические занятия и упражнения по коррекции заикания, помогает избавиться от нарушений речи. Преодоление стеснения и замкнутости происходит при помощи групповых занятий, в игровой форме проводится логопедическая ритмика и психотерапия. Лечение должно проводиться и в семье. Родителям советуют говорить спокойно, не перебивать и не подгонять говорящего малыша, хвалить его за успехи, не критиковать и не кричать на ребенка.
Устранение заикания состоит в монотонности и распевности всего разговора. Для личной терапии подходят аутогенные тренировки и десенсибилизация. Лекарство от заикания до сих пор не создано, зачастую назначают успокоительные таблетки, помогающие справится с тревогой и стрессом. При органических поражениях ЦНС врач может прописать транквилизаторы, спазмолитики, курс дегидратации. Иногда положительного результата получается добиться после назначения нескольких курсов пантогама. Помимо этого, комплексная терапия заикания включает физиотерапию, логопедический и общий массаж.
Гимнастика при заикании основана на применении дыхательных упражнений. При этом речевое дыхание нормализуется, происходит правильное соотношение вдоха и выдоха, темп и ритм становятся естественными и непрерывными. Эта методика имеет поэтапное действие: сначала занятия акцентируются на отдельных звуках, после — на словах, затем — на небольшой фразе. Дыхательные упражнения проводят сидя, лежа, стоя и во время движения.
Разработаны многочисленные методики занятий с заикающимися людьми, например Власовой или Арутюнян, все они должны назначаться индивидуально.
При логоневрозе может быть эффективен гипноз. Во время процедуры специалист помогает укрепить уверенность, повысить самооценку, убрать барьеры, мешающие верному произношению слов.

Профилактика

Профилактика заикания заключается в поддержании общего здоровья и организации речевого развития. Следует беречь психику от перегрузок и возможного испуга. Развитие ребенка должно состоять из расширения кругозора, обучения правильной речи, информацию крохе нужно доносить дозировано и неспешно. Заикающимся маме или папе советуют пройти курс лечебно-коррекционных занятий для устранения нарушения речи.

Народные методы лечения

Вылечить заикание в домашних условиях без помощи специалистов практически невозможно. Но некоторые народные методы помогают избавиться от чрезмерного психического перенапряжения, страха. В этом случае помогает ароматерапия, нужно капнуть несколько капель масла на носовой платок и вдыхать аромат в течение дня. Седативный эффект имеют масло базилика, чабреца, розы, сандала, розмарина, бергамота, лаванды и сосны. Их можно добавлять в воду при принятии ванны.
Успокаивающим действием обладает мед, желательно каждый день съедать его по ложке до еды. В чай можно добавлять корень валерианы, пустырник.

Заикание у взрослых

Заикание чаще встречается в детстве и с годами обычно проходит. Однако бывают пациенты, у которых оно сохраняется или даже впервые появляется во взрослом возрасте.

Причины заикания

Заикание — это нарушение плавности речи в виде задержки произношения или повторения звуков, слогов, слов. По сути, это непроизвольные избыточные движения мышц, участвующих в произношении звуков (мышц лица, дыхательных и жевательных мышц).

Известно, что к факторам риска относят мужской пол и наследственность. Однако само заикание развивается в результате действия множества факторов.

Заикание чаще всего развивается в детстве (от 2 до 6 лет) и постепенно проходит с возрастом — благодаря «дозреванию» головного мозга и проводимому лечению (например, занятиям с логопедом).

К сожалению, если заикание не лечить, то оно может сохраниться на всю жизнь, и тогда пациенту будет сложно нормально общаться и жить. Нередко заикающийся человек старается меньше говорить, замыкается. Помимо этого со временем может нарастать неуверенность в себе, тревога и даже депрессия.

Механизм развития и виды заикания

У взрослых, как и у детей, выделяют два основных механизма развития этой патологии. Заикание, которое развилось на фоне стрессового события, называют логоневрозом. Оно обычно сочетается с тревогой, нарушениями сна и другими проявлениями невроза.

Как справиться с бессонницей?

Если же нарушение речи возникло в результате повреждения мозга (например, у ребенка — из-за гипоксии во время родов, или у взрослого — после инсульта, травмы, инфекций), то такое заикание называют органическим. Оно может сочетаться с другими признаками поражения головного мозга (например, со слабостью конечностей, эпилептическими припадками, непроизвольными движениями в разных частях тела).

По виду заикание разделяют на клоническое, тоническое и смешанное. Различия между ними легко слышны и неспециалисту. Так, при клоническом заикании происходит непроизвольное многократное повторение звуков или слогов, а при тоническом — растягивание слогов и задержка речи. Очень часто встречается смешанный вид заикания, когда эти симптомы сочетаются.

Обследование при заикании

В случаях развития нарушений речи после травмы, инсульта, инфекции необходимо провести тщательное обследование головного мозга (обычно выполняют компьютерную или магнитно-резонансную томографию, электроэнцефалографию).

Впрочем, в ситуациях, когда заикание развилось на фоне стрессовой ситуации или беспокоит с детства, также необходимо пройти обследование, иногда даже несмотря на кажущуюся очевидность причины. В таких случаях нужно обратиться в первую очередь к неврологу. Возможно, по результатам осмотра врач порекомендует все-таки выполнить исследования головного мозга для уточнения тактики лечения.

Особенно насторожить должны случаи, когда заикание развивается без видимых причин у взрослого человека. Такое нарушение речи может быть признаком опухоли мозга и требует незамедлительного обращения к врачу (неврологу) и обследования.

Лечение заикания у взрослых

Основные трудности при лечении логоневроза у взрослых обычно связаны с длительностью болезни. Если человек с детства страдает заиканием, то нарушение речи обрастает множеством других проблем — тревогой, страхом, неуверенностью в себе, нарушениями сна и аппетита. Могут присоединяться насильственные движения в других частях тела (например, в мышцах шеи или руки).

Иглоукалывание в неврологии

В таких случаях необходима совместная работа сразу нескольких специалистов — психотерапевта, невролога, логопеда. В некоторых случаях очень эффективно иглоукалывание, методы биологической обратной связи (непрерывного мониторинга в режиме реального времени определенных физиологических показателей и сознательного управления ими с помощью мультимедийных, игровых и других приемов).

В случаях органического поражения мозга в результате травмы, инфекции, опухоли прогноз лечения зависит от конкретной ситуации (объема и области поражения мозга, настроя пациента на результат).

Лекарственные препараты при любом типе заикания назначают в составе комплексной терапии. Используют антиконвульсанты (например, карбамазепин), антидепрессанты (например, циталопрам), анксиолитики (алпразолам) и другие группы препаратов.

На сегодняшний день существует множество эффективных методов лечения заикания. Но во многом выздоровление зависит от вашего настроя избавиться от нарушений речи.

Будьте здоровы!

Мария Мещерина

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *