Признаки утомления и переутомления

Внешние признаки утомления при умственном труде

Объекты наблюдения

Утомление

Незначительное

Значительное

Резкое

Внимание

Редкие отвлечения

Рассеянное, частые отвлечения

Ослабленное, реакция на новые раздражители отсутствует

Поза

Непостоянная, потягивание ног и выпрямление туловища

Частая смена поз, повороты головы в стороны, поддерживание головы руками, облокачивание

Стремление положить голову на стол, вытянуться, откидывание на спинку стула

Движения

Точные

Неуверенные, замедленные

Суетливые движения рук, пальцев, ухудшение почерка

Интерес к новому материалу

Живой интерес, задает вопросы

Слабый интерес, отсутствие вопросов

Полное отсутствие интереса, апатия

При значительном утомлении человек путем волевого усилия может продолжать выполнять работу, однако в результате усиления запредельного торможения в ЦНС постепенно развивается резкое утомление, и дальнейшее выполнение работы становится невозможным (что, в частности, выражается в нарастающем числе ошибок, снижении точности движений и т.д.).

Следует отметить, что если утомление отражает объективные изменения в организме, наступающие в результате выполненной работы, то усталостьявляется субъективным отражением отношения самого работника к выполняемой работе. Так, при выполнении неинтересной, монотонной работы очень быстро наступает запредельное торможение, хотя объем уже исполненной работы может быть небольшим, то есть усталость опережает утомление (вот почему при изменении характера работы в это время работник может показать высокую работоспособность). И наоборот, при занятии любимым делом или при высокой мотивации к его выполнению (награда) человек может работать достаточно долго без видимых признаков утомления (хотя физиологические критерии его в организме накапливаются, однако эмоциональное напряжение скрадывает их субъективное восприятие). При усталости еще возможно продолжать умственную работу, но в ней все меньше остается творчества и все больше обнаруживается стандартных решений. Дальнейшее продолжение работы на фоне усталости сопровождается нарастающим чувством напряжения, а затем и неудовлетворения и раздражения.

Утомление само по себе не является каким-либо неблагоприятным состоянием для организма – это естественная реакция на выполненную работу. Более того, утомление является обязательным условием повышения работоспособности. Механизм последнего заключается в том, что, продолжая работать в условиях начинающегося утомления, преодолевая его волевым усилием, человек постепенно расширяет свои возможности в выполнении работы. Однако при этом следует учитывать, что чем более значительным оказывается утомление (и, следовательно, предпосылки роста работоспособности – см. гл. 4), тем более благоприятные условия восстановления (отдыха)должны создаваться. То есть речь идет о том, что состояние и динамика работоспособности должны определяться не только величиной выполненной работы, а скорее соотношением «работа/отдых». Такое утверждение обусловлено тем, что продолжение работы в условиях уже начавшегося утомления представляет собой работу «в долг» – за счет резервных возможностей организма. Естественно поэтому, что в периоде восстановления эти резервы следует компенсировать (благодаря же «эффекту маятника» при полноценном отдыхе эти резервы восстанавливаются с некоторой суперкомпенсацией, что и является основным фактором повышения работоспособности). В таком случае становится понятной вся важность правильной организации внерабочего режима работника умственного труда для поддержания высокого уровня его работоспособности.

Нарушение соотношения «работа/отдых» за счет неполноценности второй компоненты означает, что повторная работа будет начинаться на фоне неполного восстановления работоспособности. При сохранении такого положения в течение определенного времени постепенно развивается состояние переутомления как длительного и стойкого снижения работоспособности, сопровождающегося функциональными нарушениями в ЦНС и в системах жизнеобеспечения организма. Если не принять соответствующих мер реабилитации, то могут наступить и морфологические нарушения, проявляющиеся в соматических заболеваниях, патологии нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, изменениях в обмене веществ и т.д. Нарастание переутомления поэтому сопровождается прогрессирующими изменениями в различных сторонах жизнедеятельности человека (таблица). Неудивительно поэтому, что если при начинающемся переутомлении человек. нуждается лишь в регламентации образа жизни, то при глубоких его степенях уже необходимо медицинское лечение.

Характеристика степеней переутомления

Симптомы

Степень переутомления

Начинающееся

Легкое

Выраженное

Тяжелое

Снижение работоспособности

Малое

Заметное

Выраженное

Резкое

Усталость при умственной нагрузке

При усиленной нагрузке

При обычной нагрузке

При облегченной нагрузке

Без видимой нагрузки

Эмоциональные

сдвиги

Временное снижение интереса к работе

Временами неустойчивость настроения

Раздражительность

Угнетение, резкая раздражитель-ность

Расстройство

сна

Труднее засыпать и просыпаться

Трудно засыпать или просыпаться

Сонливость

днем

Бессонница

Умственная работоспособность

Не изменена

Трудно сосредоточиться

Временами забывчивость

Заметное ослабление внимания и памяти

Вегетативные сдвиги

Временами тяжесть в голове

Часто тяжесть в голове

Временами головные боли, снижение аппетита

Частые головные боли, потеря аппетита

Существует большое многообразие методов и средств обеспечения высокого уровня работоспособности и здоровья работника умственного труда. Они касаются как непосредственно периода работы, так и послерабочего времени.

Особого разговора заслуживает роль двигательной активностив жизнедеятельности человека, занимающегося умственным трудом. Это обусловлено следующими обстоятельствами.

Мыслительная деятельность в своей основе имеет стресс, причем тем более выраженный, чем сложнее и эмоциональнее задача (см. гл. 5). Однако следует знать, что в биологическом плане конечным звеном стресса является движение, в процессе которого, в частности, разрушаются гормоны стресса (вырабатываемые гипофизом, надпочечниками, щитовидной железой и др.). Отсюда становится понятным, что если, как это чаще всего и бывает, работник умственного труда в процессе своей профессиональной деятельности двигаться не может, то это приводит, с одной стороны, к формированию очага застойного возбуждения в ЦНС (поэтому так трудно «выбросить из головы» рабочую проблему и после работы), а с другой – в организме в течении рабочего дня скапливается значительный объем упомянутых гормонов. Вот почему двигательная активность во время перерывов в работе способствует предупреждению наступления преждевременного умственного утомления, а после работы – позволяет снять застойную «рабочую» доминанту и устранить избыточно накопившиеся гормоны стресса.

Исследования И.М. Сеченова позволили внести в физиологию трудовой деятельности понятие «активного отдыха».Суть его заключается в том, что при наступлении утомления восстановление работоспособности более эффективно протекает не в условиях абсолютного покоя, а при включении в работу других, ранее не работавших функциональных единиц. В настоящее время убедительно доказано, что наилучшие условия для восстановления работоспособности создаются при переключении работы на другие виды деятельности, требующие активности систем, не участвовавших в формировании утомления. При умственном утомлении такой идеальной деятельностью является двигательная активность, в процессе которой мощная импульсация от рецепторов опорно-двигательного аппарата дает быстрый положительный результат.

Утомление левого (у правшей) полушария (ведающего речевыми функциями и абстрактным мышлением) при умственной деятельности наступает позднее, если одновременно загружено и правое полушарие (ведающее образно-познавательными процессами). Помимо использования иллюстративных, цветовых, наглядных пособий активирует правое полушарие и умеренная мышечная деятельность*.

* Возможно, это в какой-то степени объясняет высокую эффективность и производительность труда, например, В.В. Маяковского, который любил ходить во время творческого труда, Д.И. Менделеева, А. Дюма-старшего, Э. Хемингуэя, которые всегда работали, стоя за конторкой, и т.д.

Физическая активность, как правило, повышает эмоциональный статус человека, создавая условия хорошего настроения, которое само по себе является благоприятным фоном для высокопродуктивной умственной деятельности.

Подбор возможных средств мышечной деятельности, которые можно использовать с целью активного отдыха, определяется и видом умственной работы, и решаемыми в данный момент задачами. Так, во время физкультпауз,выполняемых через 2–2,5 часа после начала работы и во второй половине дня после обеда в течение 5–7 минут, могут использоваться простейшие гимнастические упражнения. Помимо указанных эффектов такие средства должны решать и ряд других задач, связанных с компенсацией недостатков рабочей позы, напряжения зрительного аппарата, эмоционально-психического напряжения, затруднения мозгового кровообращения и т.д.

Физкультминутки,выполняемые ежечасно в течение 2–3 минут непосредственно на рабочем месте, способствуют снятию развивающегося утомления благодаря воздействию преимущественно на утомленные части тела (спина, шея, глаза) и через активизацию вентиляции в нижних долях легких.

В обеденный перерыв желательно выполнить несколько энергичных упражнений силового или скоростно-силового характера в течение 5–7 минут, а после приема пищи (если осталось время) – спокойно походить.

Вне рабочего режима заслуживают внимания утренняя гигиеническая гимнастикаи целенаправленная двигательная активность, соответствующая особенностям выполняемой работником работы (см. гл. 4). Следует лишь добавить, что для работников умственного труда в двигательном режиме обязательными должны быть упражнения для тренировки сосудов головного мозга, так как именно от их эластичности и проходимости зависит кровоснабжение головного мозга – важнейшее обстоятельство, поскольку клетки мозга не имеют, в отличие от всех других, запасов питательных веществ и кислорода. При напряженной же мыслительной деятельности недостаточная эластичность этих сосудов относительно быстро вызывает их спазм, влекущий за собой закономерное снижение работоспособности. (В отношении использования других средств физической культуры вне рабочего времени можно воспользоваться рекомендациями, изложенными в разделе 4.4.3.)

Другим важным обстоятельством, учет которого помогает добиться высокой работоспособности и эффективности умственного труда, является ритмический характер текущих в организме физиологических процессов,что оказывает несомненное влияние и на процессы, протекающие в ЦНС.

Большинству людей свойственна определенная последовательность изменения работоспособности – так называемых ритмик, в меньшем числе случаев у людей такой закономерности нет – аритмик. В зависимости от времени подъема работоспособности первые подразделяются на утренний тип («жаворонки») и вечерний («совы»). «Жаворонки» обычно просыпаются рано, быстро включаются в работу, бодрость и работоспособность у них сохраняются в течение всего рабочего дня с максимальной работоспособностью в 10–11 и в 17–18 часов, после чего они начинают снижаться и к 20–21 часам оказываются на низком уровне. «Совы» просыпаются трудно, чувствуют обычно себя разбитыми, невыспавшимися, тяжело входят в рабочий режим. Работоспособность и самочувствие их постепенно нарастают после полудня и достигают наивысших значений к 18–22 часам, поэтому они неохотно и поздно отходят ко сну*.

* Существует мнение, что распределение людей на «жаворонков» и «сов» не является результатом врожденных особенностей, а скорее отражает сложившиеся стереотипы в режиме жизнедеятельности. Вот почему нередки случаи, когда, например, у человека меняется социальный статус (студент становится служащим, свободный режим работы заменяется жестким режимом, меняется семейное положение, рождаются дети и т.д.), как правило, постепенно меняется и суточный биоритм, причем отмечено, что переход к утреннему ритму хотя и происходит болезненнее, однако в последующем жизнедеятельность и самочувствие оказывается более благоприятными, чем обратный переход.

С учетом особенностей своей ритмики работнику, занятому в сфере умственного труда, если есть такая возможность, следует таким образом распределять нагрузку, чтобы решение наиболее сложных задач приходилось на периоды наивысшей работоспособности, период же снижения последней следует использовать для выполнения менее сложного труда или даже отдыха. Такое распределение возможно, разумеется, только в том случае, если работник планирует и свою жизнедеятельность, и труд.

Необходимость планированиядиктуется и существованием определенной закономерности в изменении работоспособности в течение не только рабочего дня, о чем говорилось выше, но и рабочей недели. При пятидневном режиме работы максимум ее приходится на вторник – четверг, при шестидневной – на среду – четверг, и, как это ни кажется необычным, некоторый подъем работоспособности отмечается в субботу. Естественно, что с учетом этих особенностей возможно планировать нагрузку в течение недели таким образом, чтобы достичь максимальной производительности труда. С другой стороны, знание такой динамики умственной работоспособности диктует определенные требования и к организации жизнедеятельности в выходные дни (о чем будет сказано ниже), для того чтобы не только снять явления накопившегося в течение рабочей недели утомления, но и обеспечить более высокий уровень работоспособности в первые дни недели.

Несомненное влияние на работоспособность работника оказывает и обстановка,в которой реализуется умственный труд. Это касается многих факторов – от освещения и характеристик воздуха в помещении до особенностей конструкции и расположения рабочей мебели.

Одним из существенных факторов обеспечения и поддержания высокой работоспособности для работника умственного труда, профессиональная деятельность которого проходит, как правило, в помещении, является состояние воздушно-теплового режимав нем. При его оценке следует исходить из основных показателей воздуха – его состава, температуры и влажности.

Состав воздуха по химическим характеристикам в оптимальном варианте должен соответствовать составу природного атмосферного воздуха (кислорода – 21%, углекислого газа – 0,03%, азота – 78%, инертных газов – около 1%). Разумеется, идеальное обеспечение такого состава возможно лишь до тех пор, пока в помещении не оказывается человек, который в процессе своей жизнедеятельности поглощает кислород и выделяет углекислый газ. Кроме того, в результате потоотделения и содержания в выдыхаемом воздухе конечных продуктов употребленных в пищу и с водой ненатуральных пищевых веществ состав воздуха в помещении постепенно меняется. Однако для состояния человека и его работоспособности основное значение имеют не изменения концентрации О2иCO2– даже при снижении первого до 18% и возрастании второго до 2% (что практически встречается очень редко) человек не испытывает их вредного влияния. Вместе с тем появление в воздухе таких продуктов жизнедеятельности, как пары пота, аммиак, летучие соли жирных кислот и т.д., делает воздух «спертым» и вызывает изменения в сердечно-сосудистой (в основном спазм коронарных и мозговых сосудов) и центральной нервной (усиление тормозных процессов) системах. Субъективно же человек при длительном пребывании в таком помещении испытывает сонливость, апатию, головные боли и общую разбитость.

Температура и относительная влажность воздуха в помещении, согласно гигиеническим нормативам, должны составлять 18–20°С и 30–70% соответственно. Такие требования обусловлены тем, что именно при указанных характеристиках воздуха у подобающим образом одетого человека процессы теплопродукции и теплоотдачи уравновешены и температура воздуха в рабочем помещении из-за пребывания там работников не меняется. В то же время повышение температуры воздуха до 22–24°С и влажности более 70% влечет за собой соответствующее повышение температуры, которое в помещении, где на каждого работника приходится 8 м3воздуха, достигает за один час 3–4°С.

Следует напомнить (см. гл. 8), что температура, при которой работник выполняет свою умственную профессиональную деятельность (в том числе и учащиеся), самым непосредственным образом сказывается через ретикулярную формацию на тонусе коры головного мозга и, следовательно, на умственной работоспособности. Именно этим обстоятельством объясняется быстрое наступление утомления у работников умственного труда, если температура воздуха в помещении достигает как раз указанной выше температуры 22–24°С.

Что касается влажности воздуха, то при высоких ее значениях затрудняется терморегуляция из-за того, что образующийся при угрозе перегревания пот не испаряется, а, впитываясь в ткани одежды, создает неблагоприятный для кожи и организма микроклимат: с одной стороны, содержащиеся в поте вредные вещества вызывают раздражение кожи и являются удобной для жизнедеятельности патогенных микроорганизмов средой, а с другой – затруднение теплоотдачи провоцирует повышение температуры тела с соответствующим снижением работоспособности. Однако и излишняя сухость в помещении, которая достаточно часто встречается при искусственном отоплении, неблагоприятно сказывается на состоянии работника, особенно на его дыхательной системе. В частности, она вызывает высушивание слизистой дыхательных путей, что лишает ее способности обезвреживать действие попадающих сюда возбудителей инфекции. Кроме того, поступающий сюда воздух не увлажняется, что затрудняет газообмен в легких и провоцирует определенную степень кислородной недостаточности организма, в том числе и головного мозга (в последнем случае часто возникают головные боли)*.

В последнее десятилетие серьезное внимание специалистов стал привлекать еще один фактор, характеризующий воздух рабочего помещения. Широкое использование электронных приборов и аппаратов (телевизоры, компьютеры и т.д.) ведет к возрастанию концентрации положительно заряженных ионов в помещении. Этот фактор рассматривается как одна из серьезных причин различных заболеваний и нарушений, в частности, ЦНС. Использование в этом случае ионизаторов, воспроизводящих отрицательные ионы и нормализующих их соотношение с положительными, может быть эффективным средством решения проблемы**.

* При центральном отоплении выход из ситуации может заключаться, например, в размещении плоских открытых емкостей с водой непосредственно на радиаторах (по мере нагревания вода испаряется) либо в разведении комнатных растений (их регулярный полив также обеспечивает увлажнение воздуха в помещении).

** Подтверждается это хорошо известными фактами об улучшении состояния организма в условиях, характеризующихся высоким содержанием в воздухе отрицательных ионов: в горах, на морском берегу, в хвойном лесу и т.д.

Отмеченные для состава, температуры и влажности воздуха обстоятельства делают понятной необходимость целенаправленного регулирования его характеристик в помещении для обеспечения и поддержания высокой умственной работоспособности. Идеальным вариантом следует считать использование кондиционеров, способных поддерживать заданные параметры воздуха (по крайней мере – по температуре). К сожалению, в силу различных причин (прежде всего, материальных) этот вариант не всегда выполним (особенно в государственных учебных заведениях). Другой возможностью решения проблемы является установка вентиляторов, осуществляющих принудительную вентиляцию воздуха в помещении, хотя в этом случае задавать необходимые характеристики воздуха в помещении оказывается затруднительным.

В помещениях, особенно в учебных заведениях, для регулирования параметров воздуха возможно использование системы целенаправленных мер, которые могут включать:

  • приоткрытые фрамуги, которые в отличие от форточек и створок окон не создают значительного движения воздуха (сквозняков), в потоках которого могут оказаться люди, что особенно опасно в холодную погоду;

  • при перерывах в работе – создание сквозняков открытыми окнами и дверьми, что обеспечивает быструю смену воздуха;

  • обеспечение эффективного воздухообмена в нерабочее время и т.д.

Для работника умственного труда особенно важно обеспечить оптимальные условия для функционирования зрительного аппарата.Это обусловлено тем, что восприятие им информации, составляющей основу его профессиональной деятельности, на 80–85% связано именно со зрением. С другой стороны, неблагоприятные условия освещения не только ведут к снижению работоспособности работника, но и к возникновению различных нарушений и заболеваний глаз и других функциональных систем организма.

Освещениев помещении независимо от его характера – естественное, искусственное или смешанное – должно отвечать ряду требований.

Достаточность освещения,которая определяется адекватным световым коэффициентом (отношением остекленных площадей окон к площади пола) и/или мощностью источников искусственного освещения. Согласно нормативам, норма освещенности для различных источников света находится в диапазоне от 150 до 300 лк. При этом опасность представляют как недостаточная, так и чрезмерная освещенность. В обоих случаях имеет место перенапряжение аппарата адаптации и аккомодации глаза, провоцирующее в конечном итоге спазм сосудов головного мозга, более быстрое развитие утомления, появление головных болей и т.д.*

* Если головная боль появляется к концу рабочего дня даже при нормальном освещении на протяжении определенного периода времени, это может быть связано (наряду с другими причинами) с начинающимся ухудшением зрения, также ведущим к напряжению механизмов аккомодации, в этом случае следует обратиться за консультацией к врачу-окулисту.

Равномерность освещения –оно должно быть одинаковым на всей рабочей поверхности, не иметь чередования света и теней и прочего. Вот почему источник света должен располагаться либо сверху, либо слева (для правшей).

Отсутствие прямого действия источника света на глаза или блесткости.Как уже отмечалось, чрезмерная яркость освещения вызывает перенапряжение аппарата адаптации и аккомодации глаза со всеми вытекающими последствиями. Вот почему глаз должен воспринимать только отраженный от рабочей поверхности свет, а путь распространения световых лучей от источника света к глазу должен быть перекрыт. Согласно указанному требованию, и на рабочей поверхности, и на окружающих материалах (включая поверхности стола, стен, др.) не должно быть поверхностей с высокой отражающей способностью, создающих блесткость и слепящих работника.

Обеспечение нормального освещения требует принятия определенных мер, к которым следует отнести:

  • рациональное смешанное освещение, обеспечивающее нормальные его характеристики в сумеречное время суток, и в пасмурные дни, и в любых условиях недостаточности освещения;

  • поддержание поверхности стекол окон в чистом состоянии регулярной, по мере необходимости, их мойкой и протиркой;

  • окраска поверхностей столов (парт), стен, полов в цвета и оттенки, обеспечивающие равномерность и комфортность освещения и отсутствие блесткости.

Значительная нагрузка на зрительный аппарат работника умственного труда приводит к его постепенному утомлению даже в условиях нормального освещения. Кроме того, здесь имеет место напряжение так называемых цилиарных мышц, от которых зависит хорошее видение предметов на различных расстояниях. Вот почему при работе, требующей чтения, письма, «общения» с компьютером, эти мышцы в течении длительного времени оказываются расслабленными, что постепенно может привести к их атрофии и развитию миопии (близорукости). В связи с этим можно рекомендовать:

  • располагаться таким образом (или располагать предметы), чтобы расстояние от глаз до рабочей поверхности составляло не менее 30–35 см (большее расстояние вполне допустимо, но при условии, что работа не вызывает напряжения и чувства дискомфорта, когда постоянно приходится укорачивать это расстояние);

  • периодически – хотя бы через каждые 20–30 минут – делать короткие (на 10–20 секунд) перерывы, в течение которых выполнять несколько упражнений, основной сутью которых является периодическое сокращение и расслабление цилиарных мышц и включение в работу тех мышц, которые не участвуют непосредственно в производственной активности (в частности, наружные и внутренние, косые мышцы глаза и т.д.).

Шум,который становится все большей проблемой городов, оказывает несомненное действие на организм. Так, у детей он снижает способность к концентрации внимания, а у взрослых вызывает нарушения сна, что, в свою очередь, ведет к развитию раздражительности, неврозов и других неблагоприятных изменений*. В связи с этим в помещении, где реализуется умственная деятельность, интенсивность и характер шума не должны вызывать чувства дискомфорта и отвлекать работника от выполнения служебных обязанностей. Это не означает обеспечение абсолютной тишины, так как небольшой фоновый шум не только не снижает работоспособности, но и стимулирует ее (важно, чтобы он был ровным, спокойным и сам по себе не нес важной информации). Решению проблемы посторонних шумов помогает (при невозможности уменьшить сам шум) целый ряд мер: оконные рамы с двойными стеклами, высаживание деревьев вдоль автодороги, массивная мебель вдоль внешних стен, звукоизолирующие ковровые покрытия, техника с низким уровнем шума и т.д.

* Опасным считается постоянный уровень шума свыше 80 децибел (дБ). Для сравнения: шепот– 30 дБ, нормальная речь – 60 дБ, шум транспорта на улице – 70 дБ, то есть чуть ниже опасного уровня шума, однако автомобильный гудок уже заметно превышает его – 100 дБ.

Несомненное влияние на настроение и работоспособность человека оказывает и цвет стенв помещении, где осуществляется умственная деятельность. Так, исследования показали следующую закономерность их зависимости от цвета:

  • розовый цвет обычно вызывает ощущение тепла и комфорта, пригодные для домашних условий, но для рабочей обстановки не подходящего;

  • красный цвет, как и розовый, теплый, пригоден для помещений, ориентированных на север, но может восприниматься и как агрессивный, вызывающий напряжение, что недопустимо для учреждений и организаций, особенно там, где часты межличностные контакты;

  • оранжевый – теплый и приятно возбуждающий, но вместе с тем на отдельных людей (или при некоторых состояниях) может действовать подавляюще;

  • бледно-розовый считается успокаивающим, а ярко-зеленый – хороший и радостный стимулятор, – именно последний может быть рекомендован для классов, кабинетов и аудиторий учебных заведений;

  • бледно-голубой успокаивает и создает ощущение более просторного помещения, такой цвет применим для помещений с высокой скученностью работников;

  • фиолетовый и бледно-лиловый цвета действуют успокаивающее и могут быть рекомендованы для учреждений, где особенно высока тревожность посетителей (суды, приемные у начальников и т.д.);

  • коричневый цвет – теплый и спокойный, больше подходит для гостиных и комнат для приемов;

  • черный подавляет, но серый воспринимается как прохладный и свежий, поэтому особенно важен для помещений, ориентированных на юг;

  • белый цвет создает ощущение простора, но большие белые помещения вызывают воспоминания о больнице.

Таким образом, рациональная организация жизнедеятельности работника умственного труда определяется многими факторами, связанными не только с условиями, в которых непосредственно осуществляется его профессиональная деятельность, но и во все периоды его жизнедеятельности вне рабочего режима. Несомненно, что между рабочим и внерабочим режимами жизни человека должно быть тесное согласование, так как из первого во второй он уже попадает в определенном функциональном состоянии, обусловленном выполненной работой, а его работоспособность и эффективность во время работы во многом определяются тем, как была организована его внерабочая жизнедеятельность. Для такого согласования необходимым условием является рациональное планирование жизнедеятельности, которое учитывало бы все указанные выше обстоятельства.

Нервное и физическое переутомление: симптомы и что делать

Доброго времени суток, уважаемые читатели. В данной статье мы поговорим о том, что собой представляет сильное переутомление. Вам станут известны характерные признаки данного состояния. Вы выясните, по каким причинам оно может развиваться. Ознакомитесь со списком возможных действий в такой ситуации. Узнаете о том, как нужно себя вести, чтоб предупредить развитие переутомления.

Общие сведения

Переутомление является ответной реакцией организма на длительное воздействие раздражителей разного рода.

Переутомлением называют особое состояние, которое характеризуется излишней сонливостью, сниженной активностью, раздражительностью, недостаточностью внимания, проблемами с памятью. Некоторые люди убеждены: «для того, чтоб восстановить свои силы и побороть переутомление достаточно хорошенько выспаться». В реальности, если уже имеет место серьезная проблема, длительный сон ситуацию не поправит. На самом деле, именно отсутствие возможности восстановления утраченных сил путем хорошего сна и указывает на наличие переутомления.

Стоит отметить, что ранее данное состояние диагностировалось исключительно у взрослых. Сегодня же оно не редкость и у детей, особенно у тех, из которых родители хотят вырастить гениев.

Различают такие виды переутомления:

  • умственная усталость;
  • физическое переутомление;
  • эмоциональное;
  • нервное.

Данное распределение является условным, так как на практике зачастую эти виды переплетаются между собой. Они могут проявляться последовательно, идя друг за другом, а могут и проявляться одномоментно.

Возможные причины

Постоянный стресс нередко становится причиной переутомления

Переутомление не может возникнуть из ниоткуда, ему предшествует длительное воздействие негативных факторов.

  1. Так обязательно приведет к истощению отсутствие нормированного труда и отдыха. Когда человек больше трудиться, чем отдыхает, со временем серьезно переутомляется.
  2. Постоянный стресс, состояние повышенной тревожности приводят к развитию переутомления.
  3. Негативная атмосфера в домашнем кругу может вызвать развитие перенапряжения не только у взрослого, но и у ребенка.

Провоцировать данное явление могут также следующие факторы:

  • плохие бытовые условия;
  • неудовлетворенность своей работой, в частности уровнем дохода;
  • проблемы в личной жизни;
  • отсутствие сбалансированного питания, нехватка необходимых минералов и витаминов;
  • негативный взгляд на жизнь, человек все видит в черных тонах;
  • трудоголизм;
  • интенсивные тренировки.

Симптомы переутомления нередко отмечаются у детей подросткового возраста. Связаны они с гормональными изменениями в организме.

Появление переутомления у детей возможно по таким причинам:

  • излишняя нагрузка в школе или в дошкольном учреждении;
  • отсутствие правильного рациона;
  • переизбыток посещаемых секций, которые выматывают как физически, так и эмоционально;
  • отсутствие правильного дневного распорядка
  • наличие постоянных конфликтов в семье или в школе.

Важно знать, что даже ребенок грудного возраста может испытывать переутомление. Причиной тому может послужить отсутствие гармоничных условий, о которых должна заботиться мать малыша.

Характерные проявления

К общим признакам любого переутомления относят:

  • частые простудные заболевания;
  • ухудшение памяти;
  • изменение температуры тела;
  • проблемы с артериальным давлением;
  • появление апатии;
  • постоянное чувство усталости;
  • бессонницы;
  • снижение дееспособности;
  • изменения в эмоциональном плане, в частности появление раздражительности.

К признакам переутомления, появляющегося у детей, относят:

  • раздражительность;
  • плаксивость;
  • чересчур длительный дневной сон;
  • ухудшение аппетита или полное его отсутствие;
  • рост или снижение температуры;
  • проблемы со сном;
  • появление истерик.

Проявления физического типа

Для физического типа характерно постепенное развитие. Первоначально человек испытывает небольшую усталость и минимальную болезненность в области мышц. Зачастую данные признаки остаются без должного внимания. Индивид и дальше ведет активный образ жизни, занимается спортом. При отсутствии своевременного восстановления, ситуация начинает усугубляться, отмечаясь такими признаками:

  • растет температура тела вплоть до 39 градусов;
  • появляются проблемы со сном;
  • возникают болезненные ощущения в грудной клетке;
  • мышечная боль становится интенсивнее;
  • появляется апатия;
  • снижается аппетит, следом за ним и масса тела;
  • характерно наличие тахикардии;
  • возможен рост артериального давления.

Признаки умственного переутомления

Данный тип нередко воспринимается людьми в качестве обычной усталости. При этом личность убеждена, что сможет восстановиться после отдыха. Но в особо запущенных случаях, не обойтись без специальной терапии.

Среди ранних симптомов умственного переутомления различают;

  • боли в голове, возникающие время от времени, без видимых на то причин;
  • непроходимая усталость;
  • бледный оттенок лица;
  • под глазами возникают устойчивые синяки;
  • перепады артериального давления;
  • бессонница;
  • покраснение склер глаз.

При запущенном состоянии присоединяются:

  • проблемы с памятью;
  • тошнота и даже рвота;
  • нервозность;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • сильная раздражительность.

Следует знать, что данный тип имеет три этапа развития.

  1. Легкая стадия. В наличии такие признаки переутомления, как проблемы с засыпанием, не возможность восстановления после ночного сна.
  2. Второй: возникают проблемы с органами пищеварения, ухудшается аппетит, изменяется цвет кожи, глаз, у мужчин может наблюдаться снижение потенции, у женщин — нарушение менструального цикла.
  3. Третий проявляется неврастенией, излишней возбудимостью и раздражительностью, практически полным отсутствием ночного сна.

Эмоционального типа

Эмоциональное — также разрушительно. Провоцируется излишним стрессом, приводящим к сильному эмоциональному выгоранию, которое в данном случае рассматривается, как защитный механизм.

Проявляется следующим образом:

  • наличие заторможенной реакции;
  • апатия, вялость;
  • снижение тактильной чувствительности;
  • возможно ослабление вкусовых рецепторов;
  • снижение эмоциональности;
  • перепады настроения;
  • раздражительность;
  • желание побыть наедине с собой;
  • наличие беспокойного сна, возможны ночные кошмары и бессонница.

Эмоциональный тип переутомления является опасным явлением, нередко приводящим к депрессивному состоянию.

Вызвать такой тип может тяжелая обстановка в семье, наличие напряженной нервной работы, серьезные потрясения, переизбыток, как отрицательных так и положительных эмоций.

Проявления нервного переутомления

Излишняя раздражительность и повышенная нервозность могут быть признаками нервного переутомления

Нервное переутомление проявляется нарушением передачи импульсов нервных клеток. Отмечаются такие проявления:

  • головные боли;
  • общая слабость;
  • сонливость на постоянной основе;
  • ухудшение тактильной чувствительности;
  • мышечная усталость.

Провоцировать такое перенапряжение может: нервная работа, стресс, негативное воздействие на сенсорные органы, в частности постоянный шум, неприятные запахи. Способствующими факторами могут являться повышенная тревожность, наличие фобий.

Нервное истощение переходит в нервные тики, невроз, астеническое состояние.

Что делать

В особо запущенных случаях не обойтись без помощи специалиста

При наличии такой проблемы обязательным является комплексный подход. Первоначально можно обратиться за помощью к терапевту, который уже перенаправит или к неврологу или к психотерапевту. Так терапия может включать следующие подходы:

  • наличие аутотренинга;
  • расслабляющие массажи;
  • прием витаминных комплексов;
  • коррекция питания, которое должно быть полноценным и регулярным;
  • наличие оптимального уровня физических нагрузок, в частности лечебная физкультура;
  • активные прогулки минимум полтора часа в день;
  • прием особых ванн, в частности кислородной, вибрационной, жемчужной или хвойной;
  • принятие душа в зависимости от конкретного переутомления могут назначаться, как контрастный, так и горячий душ.

Медикаменты могут назначаться в очень тяжелых случаях и только врачом.

Меры предосторожности

Как и с любым заболеванием, лучше предупредить развитие переутомления, чем страдать от его течения, думая о том, как его побороть. Для этого вам понадобится придерживаться определенных правил.

  1. Не стоит загонять себя на работе, быть трудоголиком. Выходные дни обязательно посвящайте отдыху, берите отпуск, проводите его с семьей, а не дома с рабочими бумагами.
  2. Если ваша профессия связана с физическими нагрузками, то, приходя домой, обязательно занимаетесь умственной деятельностью. Если же вы ваша работа связана с интеллектуальной активностью, то не забывайте о ежедневной физической нагрузке.
  3. Позволяйте своему телу расслабляться. Это могут быть и сеансы массажа, и посещение сауны или бани, или занятия духовными практиками, такими как йога, медитация. Нелишним будет расслабиться и при помощи ароматерапии, приема ванны с аромамаслами.
  4. При появлении первых признаков переутомления недопустимо пытаться расслабиться при помощи спиртного, так как попадание в организм токсических веществ еще больше усугубит ситуацию.
  5. Старайтесь избегать стрессовых ситуаций, изолируйте себя от негативного воздействия.
  6. Отправляясь ко сну, не смотрите трагические фильмы, не слушайте заводную музыку. Последние часы бодрствования должны быть расслабляющими.
  7. Помните о том, что нельзя наедаться перед сном, а также употреблять кофеин содержащие напитки.
  8. Важно обращать внимание и на внешние факторы:
  • регулярно проветривайте помещение, в котором находитесь;
  • ежедневно отправляйтесь на прогулку, даже если на улице плохая погода;
  • большое значение уделяйте полноценному питанию, наличию в рационе всех групп продуктов;
  • грамотно распределяйте свое время, отводя часы на отдых и активность;
  • важно соблюдать здоровый сон, спать не меньше 8 часов в сутки.

Теперь вам известно, как избавиться от любого переутомления. Важно понимать, что в случае загона себя до состояния истощения вы вредите всему своему организму, нанося здоровью непоправимый ущерб. Такие жертвы ни к чему. Научитесь планировать свою, жизнь чередовать время на отдых и активные действия, не переутомляйте себя.

Задание 1

Выбрать правильный ответ

Универсальный номер для вызова служб МЧС по мобильному телефону:

01

02

03

009

112

911

Задание 2

Выбрать правильный ответ

При объявлении пожарной тревоги учитель покидает кабинет:

первым

последним

остается в кабинете

ожидает распоряжения директора

дожидается приезда пожарных

Задание 3

Выбрать правильный ответ

По сигналу: «Внимание! Всем!» учитель проводит эвакуацию учащихся согласно:

плана эвакуации

сложившейся ситуации

кратчайшему пути эвакуации

приказу директора

Задание 4

Выбрать правильный ответ

Из перечисленных природных причин чрезвычайных ситуаций в нашей области наиболее вероятным является:

бриз

тайфун

смерч

шторм

Задание 5

Выбрать правильный ответ

В случае «штормового предупреждения» НЕ следует:

плотно закрыть окна и двери

отключить газ, потушить возможные источники огня

отключить радио

укрыться в помещении

Задание 6

Выбрать два правильных ответа

При проведении туристического похода, экскурсии, экспедиции группу учащихся в количестве 30 человек должны сопровождать:

два педагога

два родителя

медицинский работник

педагог и медицинский работник

представитель школьной администрации

два педагога и медицинский работник

Задание 7

Выбрать правильный ответ

При оценке тяжести повреждений НЕ обязательно ориентироваться на:

состояние сознания;

наличие пульса на периферических артериях;

наличие сердцебиений;

наличие самостоятельного дыхания

Задание 8

Выбрать правильный ответ

Серьезные повреждения зданий, оборудования, повлекшие большие человеческие жертвы, называются:

аварией

катастрофой

экстремальной ситуацией

террористическим актом

Задание 9

Выбрать правильный ответ

Основным субъектом обеспечения безопасности образовательного учреждения является

учащиеся образовательного учреждения

материальные ценности

учебная документация

медицинская документация

школьная администрация

Задание 10

Выбрать правильный ответ

При длительных прогулках или работе в холодную погоду опасно:

одеваться тепло

надевать шапку и шарф

использовать одежду из нескольких слоев

увеличивать нагрузку до появления пота

Задание 11

Выбрать правильный ответ

Утомление в процессе учебы является:

признаком заболевания

причиной ухудшения здоровья

следствием неправильной организации учебного процесса

нормальной защитной реакцией организма

Задание 12

Выбрать правильный ответ

Наиболее ранними признаками утомления являются:

жалобы ребенка на усталость

пассивность и нежелание переключаться на постороннюю деятельность

покраснение или побледнение лица

увеличение двигательной активности и количества ошибок в работе

Задание 13

Выбрать два правильных ответа

Переутомление в процессе учебы характеризуется:

чувством усталости и отупения

быстрым восстановлением сил после отдыха

стойкими изменениями поведения, неожиданными эмоциональными реакциями

пассивностью и нежеланием переключаться на постороннюю деятельность

Задание 14

Выбрать правильный ответ

Наиболее важным фактором переутомления является:

излишняя требовательность и настойчивость педагога

различные заболевания ребенка

игнорирование в учебном процессе гигиенических требований и индивидуальных особенностей ребенка

неудовлетворительная физическая подготовка

Задание 15

Выбрать три правильных ответа

Признаками психоэмоционального стресса являются:

психологический дискомфорт

реакции сердечно-сосудистой системы

нарушение работоспособности

негативное отношение к учебе

появление посторонних интересов

Задание 16

Выбрать два правильных ответа

Пострадавшего следует транспортировать своими силами в том случае, если:

нет надежды на быстрое прибытие медицинской помощи

нужно немедленно удалить из опасных для жизни условий

имеются обширные травмы

отсутствует сознание

имеется опасное кровотечение

Задание 17

Выбрать два правильных ответа

В положении лежа на спине нельзя транспортировать пострадавшего:

с ранениями головы, повреждениями черепа и головного мозга

с повреждениями позвоночника и спинного мозга

с переломами костей таза и нижних конечностей

без сознания

в тяжелом наркотическом опьянении

Задание 18

Выбрать правильный ответ

Источниками вирусных инфекций в школе могут быть:

больные, в том числе легкими формами заболеваний

выздоравливающие после острых заболеваний

больные хроническими заболеваниями

здоровые носители вирусов

инфицированные люди в инкубационный период

Задание 19

Выбрать правильный ответ

К признакам сотрясения головного мозга относятся:

рвота и головная боль

судороги

повреждения кожи головы

обширные гематомы (шишки)

Задание 20

Выбрать правильный ответ

Наиболее тяжелое повреждение происходит при:

ушибе

сотрясении

осаднении

ране

Задание 21

Выбрать правильный ответ

Рану на туловище следует:

промыть водой и перевязать

обработать настойкой йода

укрыть марлевой салфеткой и забинтовать

протереть салфеткой и забинтовать

Задание 22

Выбрать правильный ответ

При наложении повязки на конечность следует:

начать бинтование с места повреждения

начать бинтование с более тонкого участка конечности постепенно поднимаясь вверх

первые обороты бинта кладут выше раны, а конец фиксируют в нижней части конечности

Задание 23

Выбрать правильный ответ

Здоровый образ жизни зависит в большей степени от:

экологической ситуации в стране

качества продуктов питания

эпидемической обстановки в регионе

осознанного индивидуального поведения человека

Задание 24

Выбрать два правильных ответа

Реанимационные мероприятия продолжают:

3 — 5 минут

20 — 30 минут

до прибытия квалифицированной помощи

до восстановления сознания

Задание 25

Выбрать правильный ответ

Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) здоровье человека определяется как:

отсутствие болезней и физических недостатков

состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков

отсутствие у человека болезней, а также оптимальное сочетание здорового образа жизни с умственным и физическим трудом

врожденная невосприимчивость к простудным заболеваниям

Задание 26

Выбрать правильный вариант

Уход за пострадавшим, получившим какую-либо травму или внезапное повреждение, до того, как успеет приехать скорая медицинская помощь или врач это:

первая медицинская помощь;

первая доврачебная помощь;

доврачебная помощь;

первая помощь;

Задание 27

Выбрать правильный ответ

Максимальное наказание, которое предусмотрено за ложное сообщение об угрозе террористического акта:

выговор

денежный штраф

принудительные работы

административный арест

лишение свободы

Задание 28

Выбрать правильный ответ

Допустимое количество учащихся в классе согласно требованиям действующих СанПиН составляет:

20

25

30

35

Задание 29

Выбрать правильный ответ

Система, созданная в России для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, называется:

система сил и средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

система наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды

единая государственная система предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

единая служба спасения

национальный совет по безопасности

Задание 30

Выбрать правильный ответ

Ответственность за безопасность учащихся во время перемены несет:

директор образовательного учреждения

дежурный администратор

дежурный на этаже учитель

учитель, проведший урок

учитель, который будет проводить урок

классный руководитель

Утомляемость

Готовы перестать думать о своей проблеме и наконец перейти к реальным действиям, которые помогут избавиться от нее раз и навсегда? Тогда, возможно, вам будет интересна эта статья.

Быстрая утомляемость – первый признак серьезной проблемы со здоровьем. Когда человек чувствует постоянную усталость, нет желания вставать с постели, малейшее движение вызывает желание прилечь, люди начинают безосновательно раздражать, надо внимательно отнестись к диагностике и лечению заболевания.

Определение

Когда функциональные возможности организма снижаются из-за длительной, интенсивной работы, наступает период утомления. Количественные и качественные показатели работы ухудшаются, человек постоянно чувствует усталость, наступает полная апатия к жизни.

На развитие утомления влияют разные факторы: состояние здоровья, возраст, интересы человека, характер работы. Ежедневное выполнение монотонных занятий приводит к быстрой потере жизненной энергии, желания продолжать деятельность. В центральной нервной системе происходят функциональные нарушения.

Утомление вызывает серьезные проблемы со здоровьем, сопровождающиеся сдвигами от нормы в физиологических и биохимических процессах.

Физиологическое утомление

Состояние снижения работоспособности, которое длится недолго, характеризуется физиологическим утомлением. У человека наблюдается временное снижение функциональных возможностей организма, чувствуется усталость. Усталость бывает разной степени в зависимости от характера заболевания, которое стало причиной снижения работоспособности, возраста, окружающих факторов.

Физиологическое утомление – первый сигнал, означающий, что надо снизить нагрузку на организм. Если продолжать работать в том же темпе, произойдет нервный срыв. В организме после нарушения деятельности жизнеобеспечивающих систем наступают необратимые последствия, избавиться от которых без медикаментозного лечения невозможно.

Умственное

Характерный пример умственного труда – учеба студента, школьника. Когда человек обучается, приходится быстро перерабатывать большой поток информации. Во время изучения материала напрягается сенсорный аппарат, память, мыслительные процессы активизируются. В головном мозге происходят возбудительные процессы, затрагивающие нервные центры в области, отвечающей за умственную активность. В результате происходит быстрое утомление, органы чувств напрягаются, двигательная активность снижается.

К причинам, вызывающим умственное утомление, относятся следующие факторы:

  1. Чрезмерная интеллектуальная нагрузка, затрагивающая высшие процессы психической деятельности человека.
  2. Пребывание длительное время в неподвижной позе, закрытом помещении.
  3. Студент предъявляет к себе повышенные требования, связанные с самоорганизацией, самоконтролем.
  4. Постоянная тревога за нехватку времени на изучение материала.
  5. Поспешное питание.
  6. Неблагоприятные для учебы условия проживания, напряженные отношения с родственниками, соседями по комнате.

Помимо внешних факторов на состояние учащегося влияют физиологические изменения организма, которые наблюдаются в студенческом возрасте.

Понять, что наступило умственное переутомление, можно по характерным симптомам:

  • кожные покровы становятся бледными;
  • движения расслабленные, вялые;
  • спина во время сидения сгорбленная;
  • действия нерешительные, неуверенные;
  • периодически возникают приступы истерии по непонятным причинам.

Иногда у студента наблюдается повышенный тремор рук. При выполнении задания возникает много ошибок, внимательность резко снижается.

При возникновении симптомов быстрой утомляемости у студента, ребенка, который учится в школе, надо незамедлительно прекратить учебу, обеспечить полноценный отдых мозгу, переключиться на другое занятие, не связанное с умственным трудом.

Физическое

Физическая усталость наступает, когда устает тело. Причиной могут быть чрезмерная активность, спортивные упражнения, тяжелая работа.

Для увеличения выносливости, уменьшения усталости важно вести здоровый образ жизни, полноценно отдыхать.

Понять о возникновении физической усталости помогут явные симптомы:

  • нехватка энергии для ведения повседневных дел;
  • слабость в мышцах;
  • понижается физическая выносливость;
  • появляются признаки раздражительности;
  • может кружиться, болеть голова.

Чтобы ускорить восстановительные процессы, уставший человек должен высыпаться, хорошо питаться. Нельзя забывать о полноценном завтраке. Если ужином разрешается пренебречь, первый прием пищи пропускать не рекомендуется.

Сенсорное

Если на человека длительное время воздействует внешний раздражитель в виде сильного шума, света, в сенсорных системах наступают первичные изменения. Процесс затрагивает рецепторы, корковые концы анализатора.

Понять о сенсорном переутомлении можно по появлению нервозности, дискомфорта в области глаз, ушей. Место локации неприятных ощущений зависит от воздействующего раздражающего фактора.

Сенсорное утомление бывает двух видов:

  1. Перцептивное, когда становится трудно воспринимать звуки, явления.
  2. Информационное. Появляется при недостаточном, избыточном потоке информации.

Ученые провели исследование, результаты которого удивили многих. Каждый 10-й человек на планете обречен на выгорание на работе.

Патологическое утомление (астения)

Астения – патологическое явление, характеризующееся быстрым наступлением усталости после небольшой нагрузки.

Астенический синдром сопровождается следующими проявлениями:

  • повышением физической, психической утомляемости:
  • возникновением гиперестезии с повышенной раздражительностью и эмоциональной лабильностью;
  • нарушением сна, проблемами с засыпанием;
  • вегетативными нарушениями с головными болями, увеличением потливости, учащением сердцебиения, головокружением.

Астения проявляется в процессе среднетяжелых, тяжелых заболеваний, которые вызваны распространением в организме инфекции, неврозе.

Органическая

Более 9 000 человек избавились от своих психологических проблем с помощью этой техники

Астения органического типа происходит на фоне заболеваний в хронической форме, развивающейся патологии. По медицинским данным диагностируется у 45% пациентов неврологического отделения. У больного возникает в результате:

  • изменений, связанных с разрушением миелиновой оболочки нейронов:рассеянного склероза, энцефаломиелита;
  • нарушения работы головного мозга из-за попадания инфекции: абсцесса, энцефалита;
  • болезней Паркинсона, Альцгеймера;
  • травм головы тяжелой степени;
  • нарушения работы сосудистой системы: инсульта, хронической ишемии головного мозга.

Чувство усталости у больного человека не проходит длительное время.

Функциональная

Возникает из-за чрезмерной работы, интенсивной интеллектуальной деятельности, недостаточного отдыха, недосыпа, вредных привычек. Часто функциональная астения возникает в результате постоянного стресса.

Для устранения симптомов усталости важно сократить трудочасы, уделять больше времени отдыху, избегать стресса, не курить, не пить, не принимать наркотические средства.

Функциональный астенический синдром проявляется утром и длится несколько дней, может периодически затихать и вновь напоминать о себе.

Синдром хронической усталости

Заболевание заключается в постоянном чувстве усталости. Длительный сон, постельный режим не помогают избавиться от дискомфортного ощущения. Синдром проявляется на протяжении нескольких месяцев, лет.

СХУ может быть спровоцирован:

  • наследственной предрасположенностью;
  • вирусом Эпштейна-Барра;
  • нарушением гормонального фона;
  • плохой экологией;
  • повышенной эмоциональной нагрузкой;
  • хроническими заболеваниями;
  • ослаблением защитных функций организма.

Женщины подтверждены синдрому хронической усталости в четыре раза чаще мужчин. СХУ может возникнуть у ребенка, подростка. Больше подвержены заболеванию представители старшей возрастной категории: 40-50 лет.

Причины повышенной утомляемости

Повышенная утомляемость возникает в результате:

  1. Неправильного, разбалансированного питания. Чрезмерное потребление кофеина, сахара, трансжиров, консервов, «синтетической» пищи с вредными добавками убивает энергетический потенциал человека. Отсутствие в рационе фруктов, овощей, зелени, мяса, рыбы приводят к усугублению состояния.
  2. Нарушения метаболических процессов в организме.
  3. Недосыпания. Неполноценный сон приводит к упадку сил, расстройству настроения. Вероятность инсульта увеличивает вдвое.
  4. Длительного психического, физического перенапряжения.
  5. Пассивного, малоподвижного образа жизни.
  6. Вредных привычек.
  7. Недостаточного поступления кислорода в организм.
  8. Приема сильнодействующих лекарств от депрессии.

При возникновении длительной повышенной усталости надо сразу обращаться к неврологу для прохождения обследования.

Симптомы

Повышенная утомляемость выражается в следующих признаках:

  1. Нехватка энергии. Больной предпочитает лежать, спать. Сон не приносит облегчения.
  2. Снижается уровень гемоглобина в крови. Кислород хуже поступает к внутренним органам человека.
  3. Слабость в теле, вялость, апатия к жизни.
  4. Снижение концентрации внимания.
  5. Замедление мыслительного процесса.
  6. Нарушение координации, ритма движений.
  7. Пропадает аппетит.

Возникновение побочных реакций сигнализирует о необходимости уменьшить нагрузку на организм, пересмотреть режим дня.

Диагностика

Чтобы диагностировать заболевание, определить форму утомляемости, выбрать правильный курс лечения, больному надо пройти диагностику у терапевта или невропатолога. Если угнетенное состояние длится несколько месяцев, большая вероятность возникновения серьезных проблем с нервной системой – психозов.

Врач по результатам диагностики подбирает методику лечения, чтобы снизить влияние внешних и внутренних факторов на нервную систему пациента.

Способы борьбы с утомляемостью

Отсрочить усталость и снять стресс помогут продукты, богатые питательными веществами:

  • бананы с витамином B6, триптофаном,
  • шпинат с органическими соединениями для восстановления энергии группы A и B9;
  • бобовые, стручковые овощи, богатые на углеводы;
  • миндальные, грецкие орехи, фундук, фисташки;
  • красный перец, который наполняет организм витамином С.

Для умственной работы полезно употреблять черный шоколад. Отказ от вредных привычек поможет пациенту улучшить состояние. Полноценный сон способствует восстановлению энергии. Ложиться спать нужно до 12 часов ночи.

Для поддержания тела в тонусе полезно вести активный образ жизни, чтобы организм получал достаточное количество кислорода.

Если признаки утомляемости длительное время не проходят, обращаются за помощью к врачу. На начальном этапе больному помогает невролог, терапевт.

Категорически запрещено длительный упадок сил лечить самостоятельно. Часто одного способа «взять себя в руки» недостаточно. Доктор при запущенной стадии заболевания назначает специальные препараты, помогающие при быстрой утомляемости, астении.

Если бороться с усталостью самостоятельно, можно усугубить положение и довести организм до нервного срыва. При возникновении признаков переутомления у ребенка запрещено выжидать время и надеяться на самоизлечение. Воздействие внешних раздражителей на взрослый организм, в сравнении с детским, менее чувствительно.

Ученые доказали, что эффективное средство от усталости – арт-терапия. Достаточно 10-15 минут посмотреть на картину, на которой преобладают зеленые оттенки. Настроение улучшится, усталость пройдет.

Профилактика

Профилактика повышенной утомляемости проводится ежедневно с соблюдением основных правил:

  1. Полноценно питаться. Не пропускать завтрак.
  2. Ежедневно выпивать порядка 2 л воды, чтобы предупредить обезвоживание организма, обеспечить полноценную работу внутренних органов.
  3. Снизить употребление продуктов, содержащих большое количество сахара.
  4. Высыпаться. Человек должен спать не меньше 8 часов в сутки.
  5. Заниматься спортом. Малоподвижный образ жизни усиливает усталость организма.

При соблюдении простых правил организм сможет самостоятельно восстанавливать потраченные силы, энергию без вреда для здоровья.

Постоянную усталость, апатию, снижение работоспособности списывают на смену погоды, недосыпание, недостаток витаминов. Врачи утверждают: хроническое переутомление – прямая дорога к депрессии и снижению иммунитета. Рассмотрим переутомление подробно: причины, симптомы и лечение. Расскажем, как не запустить себя и быстро восстановить силы.

Под переутомлением раньше понимали состояние, связанное с длительным отсутствием полноценного отдыха. Сегодня переутомление рассматривается как реакция организма на постоянные или чрезмерные раздражители психического, умственного, физического характера.

Несоответствие тяжести и продолжительности работы и времени отдыха запускает этот процесс. Неблагоприятные бытовые условия, постоянный стресс, плохое питание усугубляют, закрепляют состояние.

В зависимости от причин выделяют физическое, нервное, умственное переутомление: два последних вида схожи по проявлениям и часто сопровождают друг друга. Возможен вариант, когда развивается и физическое, и умственное переутомление со смешанной симптоматикой.

Усталость – это физиологическое состояние организма, а переутомление – патологическое!

Переутомлению предшествует утомление, симптомы которого являются сигналом для человека. Утомление является сдвигом в психофизиологическом состоянии организма и приводит к временному снижению эффективности труда. Усталость от небольших нагрузок, сниженная работоспособность, смена настроения, более длительное время на восстановление и отдых говорят об утомлении. Пора прекратить выполнение работы, снизить интенсивность, сделать перерыв.

Физическое переутомление

Развивается постепенно. Сначала возникает легкая усталость, неинтенсивный болевой синдром в мышцах. Симптомы остаются незамеченными, человек продолжает физический труд или занятия спортом, не снижает нагрузку, что приводит к разгару физического переутомления.

Симптомы физического переутомления:

  • постоянное чувство усталости, после сна, отдыха, массажа;
  • нарастающая боль в мышцах: в покое, при напряжении;
  • беспокойный сон: пробуждение без причин, трудности с засыпанием;
  • нарушение эмоционального фона: апатичность, вялость либо раздраженность;
  • дискомфорт, болезненность в области расположения сердца;
  • тахикардия;
  • снижение аппетита;
  • белый налет на языке;
  • дрожь высунутого языка;
  • снижение массы тела;
  • у женщин – нарушение менструального цикла.

Симптомы переутомления проявляются на работе. Полноценно и качественно выполнять свои профессиональные обязанности не получается.

См. Стресс, что это, его симптомы. 20 способов борьбы со стрессами

Доступные средства и методы, ускоряющие восстановление при переутомлении.

Баня

Древнерусский способ устранить усталость, восстановиться после тяжелого физического труда, повысить работоспособность, укрепить иммунитет. Кратность – 1-2 раза в неделю, после сеанса – массаж. Нельзя посещать баню сразу после нагрузки, при плохом самочувствии, острых заболеваниях и ряде других противопоказаний.

Ванны

Вода помогает «смыть» усталость и тяжелое бремя прожитого дня.

  • кислородная ванна. Показана при физическом переутомлении, после травм, при болезнях опорно-двигательного аппарата. Время процедуры — 7 минут, на курс – 15 процедур, ежедневно;
  • вибрационная ванна. Активирует защитно-восстановительные механизмы, кровообращение, стабилизирует метаболизм, устраняет усталость в мышцах. Время процедуры – 3-5 минут, на курс – 15 процедур, ежедневно;
  • жемчужная ванна (с пузырьками воздуха, проходящими под большим давлением, температура воды 37 С). Способствует расслаблению, устраняет нервное напряжение. Время процедуры – 10 минут, на курс – 10-15 процедур;
  • хвойная ванна. Оказывает успокоительное действие, устраняет физическое переутомление. Время процедуры – 10 минут, 2 раза в неделю, можно регулярно;

Душ

Если совсем нет времени ходить на лечебные ванны, поможет обычный душ:

  • горячий душ с температурой воды + 45 С оказывает тонизирующий эффект;
  • теплый дождевой душ успокаивает, освежает, устраняет мышечные боли;
  • каскадный душ повышает мышечный тонус;
  • контрастный душ поддерживает работоспособность организма, ускоряет восстановление.

реклама

Массаж

Универсальная процедура, положительно действующая на центральную и периферийную нервную систему, сердце, сосуды, пищеварение, обмен веществ. Продолжительность массажа: 10 минут на каждую ногу, 10 минут на спину и шею, 10 минут на верхние конечности, 10 минут область живота и грудь.

Что делать, если времени на все эти процедуры нет?

  • Устранить сверхнагрузки, не отказываться от привычных физических занятий полностью. Сменить деятельность, взять кратковременный отпуск.
  • Ежедневно гулять на свежем воздухе.
  • Максимально устранить нервное напряжение (не жить чужими проблемами, не нервничать по пустякам и т.д.) см. как перестать нервничать по пустякам и укрепить нервную систему;
  • Пересмотреть рацион: насытить меню фруктами, овощами, зеленью, нежирными сортами мяса.

Умственное переутомление

Часто трактуется, как обычная усталость. Люди берут отпуск, уезжают на море, но состояние не улучшается. К состоянию приводит:

  • непрерывная работа за компьютером (более 8 ч в сутки);
  • периоды повышенных умственных нагрузок (отчетный период и т.д.);
  • большой объем информации, поступающей за короткое время;
  • нахождение в состоянии стресса;
  • неудовлетворенность работой, зарплатой и др.

Симптомы:

Первичные Вторичные
Периодические головные боли без причин Ухудшение памяти, рассеяность
Ощущение усталости даже после сна Болезненность подмышечных и шейных лимфорузлов
Бледный, серый цвет лица Повышение температуры тела
Синюшные пятна под глазами Депрессия, изменение настроения
Колебания артериального давления Боли в животе
Покраснение склер глаз (основной симптом переутомления от компьютера) Ухудшение аппетита, снижение веса
Проблемы с засыпанием Бессонница, потливость по ночам

Усугубление состояние сопровождается рвотой, тошнотой, выраженной раздражительностью, нервозностью, потерей концентрации внимания, нарушением памяти. Отмечаются частые ОРЗ и ОРВИ.

Выделяют 3 стадии развития умственного переутомления:

  • Легкая. Проблемы с засыпанием даже при сильной усталости, чувство усталости после ночного сна, снижение физической, умственной работоспособности.
  • Средняя. Добавляются: тяжесть в области сердце, тревожность, быстрая утомляемость. Дрожание рук при небольшой физической нагрузке. Тяжелый сон с частыми пробуждениями, кошмарные сновидения. Расстройства в работе пищеварительной системы: снижение аппетита, побледнение кожи лица, покрасневшие склеры глаз. У мужчин — снижение полового влечения, потенции. У женщин – нарушение менструального цикла.
  • Тяжелая. Проявляется неврастения – повышенная возбудимость, раздражение, отсутствие сна в ночное время, сонливость в дневное время, нарушение работы всех органов и систем.

2 и 3 стадии переутомления требуют лечения.

Главный принцип лечения — снижение нагрузок всех видов, приведших к состоянию. Как восстановиться от умственного переутомления?

  • Первая стадия. Полноценный отдых 1-2 недели, включающий пешие прогулки на свежем воздухе, правильное питание. Помогут расслабляющие ванны, сеансы ароматерапии (мята, розмарин). По прошествии этого срока можно понемногу добавлять интеллектуальные и физические нагрузки, исключая сверхнагрузки. Восстановление происходит за 2 недели.
  • Вторая стадия. Полный отказ от любой интеллектуальной деятельности: работ с документами, отчетами, проектами. Полезны расслабляющие аутотренинги, массаж, отдых в санатории. Восстановление происходит за 4 недели.
  • Третья стадия. Госпитализация в специализированное медицинское учреждение: профилакторий или профильный санаторий. Первые 2 недели – отдых и расслабление, последующие 2 недели – активный спорт. Интеллектуальные нагрузки можно вводить по прошествии 4 недель очень дозированно. Полное восстановление занимает 4 недели.

При развитии первых признаков умственного переутомления не надо ждать прогрессии. Возьмите небольшой отпуск на 2-5 дней, смените вид деятельности, займитесь активным отдыхом, аутотренингом. Подходят и другие способы расслабления: теплая ванна, йога, отдых на природе. Откажитесь от кофе, алкоголя, нормализуйте режим бодрствования и отдыха, полноценно питайтесь. Важно наладить половую жизнь.

Нельзя назначать себе лекарственное лечение: это может ухудшить состояние, т.к. при умственном переутомлении медикаментозная терапия не показана. Лекарственные средства назначаются в тяжелых случаях, при развитии выраженной депрессии, невроза.

Нервное переутомление

Стрессы, эмоциональные перегрузки, негативные эмоции не проходят бесследно для организма и приводят к нервному переутомлению. Первые симптомы нервного переутомления:

  • не проходящая усталость;
  • бессонница ночью и сонливость днем;
  • пессимизм;
  • тревожность;
  • повышенная чувствительность к внешним раздражителям;
  • тахикардия, скачки артериального давления;
  • общие симптомы переутомления: повышение температуры, боли в ногах, руках, спине, дискомфорт в желудке и кишечнике;
  • обострение хронических болезней.

Человек становится нетерпеливым, раздражительным, тревожным, неуверенным в себе. Падает самооценка, возникают нарушения в сексуальной сфере, ухудшается память, настроение стабильно угнетенное.

В течении нервного переутомления выделяют три стадии:

  • гиперстеническая: суетливость, раздражительность, понимание, что проблема есть, но невозможность справиться с ней. Плохой контроль над эмоциями, провокация ссор и конфликтов. Головная, мышечная боль, бессонница, снижение трудоспособности;
  • раздражающей слабости: вспыльчивость, пессимистичность, тревожность. Боли в сердце, одышка, аллергические реакции;
  • гипостеническая: апатия, отсутствие интереса к жизни, подавленное настроение, безразличие.

Лечение аналогично умственному переутомлению. Важно исключить факторы, которые привели к состоянию.

реклама

Переутомление у детей

Это опасное состояние приводит к проблемам со здоровьем. Переутомлению чаще всего предшествует резкое утомление. Причины:

  • груднички: нарушение режима дня, проблемы с грудным вскармливанием;
  • дошкольники: стрессовые ситуации, неблагополучное окружение в семье, чрезмерные попытки родителей всячески развивать детей, вырастить гениев;
  • младшие школьники: физические и умственные нагрузки, перегруженность уроками, короткий ночной сон;
  • старшие школьники: гормональная перестройка, высокая интеллектуальная нагрузка, конфликты со сверстниками.

Первые симптомы переутомления у детей не выражены, что усложняет диагностику. Следует обратить внимание на:

  • капризность/плаксивость без видимых причин;
  • беспокойный сон, вскрикивания во сне, беспорядочные взмахи ногами и руками;
  • нарушение концентрации внимания при занятиях, игре.

Выделяют три стадии переутомления у детей (классификация по Косилову С.Л.):

Незначительное Выраженное Резкое
Интерес к материалу Живой интерес, дети задают вопросы Слабый. Дети не задают уточняющие вопросы Апатия, полное отсутствие интереса
Внимание Редко отвлекаются Рассеянное. Дети часто отвлекаются Слабое. Реакция на новый материал отсутствует
Поза Непостоянная. Характерны потягивание ног и выпрямление туловища Дети часто меняют позы, поворачивают голову в стороны, подпирают ее руками Дети постоянно хотят вытянуться, откинуться на спинку стула
Движения Точные Замедленные, неуверенные Суетливые, нарушена мелкая моторика, почерк

Кроме вышеперечисленного, характерны общие признаки усталости: бессонница, сонливость в дневное время, плохой аппетит, раздражительность, капризность, беспричинные страхи, слабость и головные боли. Дети теряют интерес к учебе, отстают. Часто присоединяются психоэмоциональные нарушениях: неприятная мимика, кривляние, передразнивание окружающих, агрессия. Очевидные симптомы переутомления у подростков: начинают огрызаться, грубить, игнорируют замечания, просьбы взрослых.

Лечение переутомления у детей

Если своевременно не начать корректировать это состояние, все может перейти в невроз, вегетососудистую дистонию, бессонницу. Нужен комплексный подход, лучше обратиться к педиатру и психологу, которые назначат сеансы аутотренингов, психотерапии, массажа, витаминные препараты. Параллельно следует:

  • скорректировать питание. Никакого фастфуда, питание полноценное и регулярное;
  • увеличить посильные физические нагрузки: спорт, плавание, лечебная физкультура;
  • чаще бывать на воздухе: активные прогулки по 1,5-2 часа в день.

Профилактика переутомления

Переутомление – не болезнь, но подход одинаков: его проще предупредить, чем потом корректировать. Придерживаясь простых рекомендаций, вы сможете оставаться активным в течение года, а для восстановления сил будет достаточно трудового отпуска.

  • Полноценно отдыхайте в выходные дни.
  • Не перегружайте мозг телевизором, тяжелой музыкой, чужими проблемами.
  • Меняйте деятельность: если основной труд физический, дома не пренебрегайте книгами, и наоборот.
  • Занимайтесь посильным спортом: пешие прогулки, пробежка, утренняя зарядка, бассейн, велосипед.
  • Посещайте расслабляющие процедуры: баню, сауну, бассейн, массаж.
  • Не принимайте алкоголь при первых признаках переутомления. Вместо расслабления вы собственноручно внесете в организм токсичные вещества и усугубите ситуацию.

Тщательно продумывайте отдых. Хочется успеть все и сразу. Но если выпадает 3-4 выходных, лучше выехать за город с семьей, отдохнуть на природе, нежели уезжать за границу за новыми впечатлениями.

Родители должны обеспечить:

  • поступление свежего воздуха в жилье: регулярное проветривание помещений;
  • ежедневные прогулки: вне зависимости от погоды, даже если на улице дождь, можно дышать свежим воздухом под навесом;
  • полноценное питание: побольше овощей, фруктов, зелени, натуральных мясных и молочных продуктов;
  • спокойное времяпровождение перед сном: чтение книги, складывание пазла, разукрашивание;
  • соблюдение режима дня: ночной сон у ребенка должен составлять не менее 9-10 часов.

Зная симптомы переутомления, современные подходы к лечению и профилактике, легко предупредить переход пограничного состояния в заболевание. Если не лечить, острое состояние перейдет в хроническое переутомление – нервное или физическое истощение, симптомы которого более серьезны. Возникают осложнения социального характера, проблемы со здоровьем, коммуникацией. Сильно страдает качество жизни, возможны длительные серьезные заболевания.

Относитесь к переутомлению серьезно – это не просто усталость, а затянувшееся патологическое состояние, которое может привести к болезни. Соблюдайте режим дня, чередуйте периоды активности и отдыха, избегайте переработок и перегрузок.

Сабук Татьяна Леонидовна врач-гигиенист, эпидемиолог

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *